Противоречит ли влечение к женщине христианскому пониманию любви?

На важный вопрос читателя «Фомы» об отношениях между мужчиной и женщиной редакция попросила ответить протоиерея Николая Емельянова — проректора богословского факультета Православного Свято-Тихоновского богословского университета.

Добрый день! Вопрос касается любви, семьи и брака. Много говорят сейчас об этом, кто-то рекомендует поспешить с этим (уже 27лет). В книгах и статьях, что прочел на эту тему, пишут о любви и браке очень высоко, но т. к. все-таки я человек из плоти — она покоя не дает, и если девушка понравилась, то в первую очередь она привлекает плотью —чувственно.
 Как быть и понять, чтобы это не оказалось единственным, что привлекает к человеку? Или сделать так: жениться на женщине к которой нет чувственного влечения, а там лет через 20-30-40 и полюбишь? А если чувственность плотская есть, не будет счастья, так? Или всё-таки чувственность можно считать первой ступенью на тяжелом пути построения отношений?
Или если девушка нравится и общение с ней «разжигает» помыслы, лучше прекратить такое общение, т. е. удалить от себя раздражитель по Евангельской заповеди  «И если око твое вводит тебя в соблазн, вырви его и кинь от себя»?

Фото ПСТГУ

Фото ПСТГУ

Этот набор вопросов задает несколько совершенно различных вариантов обсуждения одной и той же темы. Остается ощущение, что автор вопросов сам не может до конца определиться с источником своего смущения и беспокойства. Чтобы ответить, необходимо хотя бы попытаться более точно определить природу этого беспокойства.

В словах автора звучит противопоставление: «о любви и браке пишут очень высоко», но «девушка привлекает чувственно». Это противопоставление может быть очень превратно понято. С одной стороны, никакого противопоставления нет — настоящий брак предполагает и чувственную сторону, которая только в нем и может осуществляться во всей полноте. С другой стороны, автор сам замечает, что это чувственное влечение может оказаться единственным, что будет объединять мужа и жену, и спрашивает о том, как этого избежать.

Ответ на этот вопрос очень простой: нужно выждать какое-то время, а за это время с девушкой подружиться и понять наконец, можешь ли ты вместе с ней сделать что-то для других людей или для Бога? Можете ли вы с ней вместе смотреть не только друг на друга, но вместе на кого-то третьего? Можете ли вы общаться с ней вместе не наедине, а среди своих и ее друзей? Способны ли вы с ней вместе не просто любоваться друг другом или испытывать влечение, но вместе узнавать что-то новое, общаться с кем-то третьим, вместе обращаться к Богу?

Следующий затем набор вопросов похож на ряд парадоксов. Лучше жениться на женщине, к которой нет чувственного влечения, а там лет через 20-30-40 и полюбишь? В этом вопросе сопоставлены несопоставимые вещи: «чувственное влечение» и «любовь». Первое, что надо ответить на такой вопрос: на ком бы человек ни женился, по-настоящему полюбить он сумеет только лет через 20- 30-40! При этом само по себе наличие или отсутствие сильного влечения не является ни препятствием, ни особенным подспорьем для того, чтобы эта настоящая любовь все-таки случилась. Поэтому чувственное влечение нельзя считать первой ступенью к браку, разве только в каком-то очень расширительном смысле. Первая ступень к браку — это начало осознанной работы над отношениями, она почти не зависит от физического влечения.

Материал по теме


двое

Апостолы о браке

Апостол прямо повелевает мужчине любить жену, как Христос возлюбил Церковь. Мера этой любви нам хорошо известна из Евангелия – это готовность в любой момент отдать жизнь за свою семью.

Следующий вопрос опять парадоксален: если девушка нравится и общение с ней «разжигает» помыслы, то общение с ней лучше прекратить? Парадокс в том, что слова «девушка нравится» и «общение с ней разжигает помыслы» поставлены в один ряд. Получается, что это как бы одно и тоже или в любом случае обязательно вместе с первым предполагается и второе. Это совсем не так, это совсем не одно и то же и совершенно не вытекает одно из другого. Хотя чаще всего это и бывает самым первым испытанием отношений. Более того, Господь не зря дал нам чувственность. Чтобы ею пользоваться, надо научиться ею управлять. Первое, чему необходимо учиться в отношениях с девушкой, — это бережности. Строгость к своим чувствам и переживаниям — самое первое проявление такой деликатности. Дело не в том, чтобы «удалить от себя раздражитель», а в том, чтобы научиться справляться с собой и научиться беречь и защищать девушку в том числе и от себя самого. Поэтому не само чувственное влечение, а умение справляться со своей чувственностью являются необходимой ступенью к браку.

Значит ли это, что «если чувственность плотская есть, не будет счастья»? Этот вопрос равносилен вопросу «значит ли, что если я купил машину, то я попаду в аварию»? Если научишься водить и будешь сохранять аккуратность и осторожность, то не попадешь.

Напротив, будь ты хоть Шумахером, но стоит тебе ослабить внимание на крутом повороте твоей жизни — и авария неминуема. И в то же время есть места, куда без машины не доехать. То же самое и с чувственностью: это не цель, это не любовь. Чувственное влечение одно из самых мощных средств, данных нам Богом, чтобы мы учились любить, но далеко не единственное и не самое важное. Как только вы попробуете что-нибудь еще, то сразу это почувствуете.

На заставке фрагмент фото flickr.com/126915310@N08

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

 

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (12 votes, average: 4,83 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Сергей
    Октябрь 29, 2015 20:57

    Автор вопроса постеснялся задать вопрос прямо: грешно ли состояние сексуального влечения к противоположному полу?
    Судя по ответам батюшки — не грешно, если это чувство находится под контролем и в контексте чего-то большего.

  • Ольго
    Октябрь 29, 2015 21:31

    1) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Евангелие от Св. Ап. Матфея 6:33)
    И 2) «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!..» (Евангелие от Св. Ап. Марка 12:30)
    Тогда более понятно будет, как исполнить вторую Заповедь «возлюби ближнего твоего…»
    Без исполнения Заповедей невозможно придти к пониманию любви…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.