Пророки суда и спасения

Основы веры с Сергеем Худиевым

Марк Шагал. Иеремия. 1980

 Журнал  «Фома» продолжает публикацию размышлений Сергея Худиева об основах веры и отношению христиан к жизни, самим себе и окружающему миру. В сегодняшней колонке речь идет о том, как ветхозаветные пророки возвращали народ на путь правды

 

Дарование Закона — великая радость и утешение; Бог открывает людям Свою волю и становится их Богом — Богом, с которым их связывают отношения завета, доверия и сыновней близости. Но очень скоро выясняется, что люди не живут по закону Божиему — не могут, да и не хотят. Как, уже в Новом Завете, скажет святой Апостол Павел, “законом познается грех” (Рим.3:20). Попытка жить по заповедям кончается провалом, и мы видим, как в истории Ветхого Завета разворачивается драма отношений между Богом и Его неверным и “жестоковыйным” ( то есть упорным во грехе и нераскаянии) народом.

При всякой серьезной попытке следовать Богу первородный грех вылезает на поверхность — и показывает, что мы не способны на доверие, любовь и хранение заповедей. Как говорит еще Моисей,

“Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный” (Втор.32:3-5)

С израильским народом происходит то же самое, что и с любым другим народом, более того, с каждым отдельным человеком  — торжественные декларации “все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны”  (Исх.24:7) разбиваются о реальность греха.

Люди очень легко отступают от завета, начинают поклоняться идолам, угнетать слабых и совершенно пренебрегать законом. И Бог посылает Пророков, чтобы вернуть свой народ на пути правды.

Они напоминают народу и его вождям о той ответственности, которую на них накладывает их завет с Богом, и обличают идолопоклонство и несправедливость. В пророческих книгах немало резких, тяжелых слов — Бог не намерен терпеть в Своем народе неправды и неверности:

“И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них” (Иез.2:3-5)

Бог негодует на идолопоклонство, когда люди отворачиваются от Него, чтобы поклоняться ложным и кровожадным божествам: “Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их…. Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило” (Иер.7:28-31)

Бог скорбит  негодует, как обманутый супруг:

“Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь” (Иер.3:20)

Вместе с неверностью Богу идет и несправедливость к ближнему; Пророки обрушиваются на богатых и сильных, которые притесняют простой народ:

“Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них”  (Ис.1:21-23)

Пророки предвещают бедствия, которые обрушатся на народ Божий за его грехи; и бедствия приходят — языческие завоеватели разрушают Иерусалим и выселяют народ в чужие страны. Постепенно, через столетия суровых испытаний, падений и покаяния, народ утверждается в вере в единого и единственного Бога, который держит в Своих руках всю человеческую историю.

Этот Бог подверг народ наказанию, но не отвернулся от него и не забыл — когда люди раскаются в своих грехах, Бог явит им спасение.

Пророк Осия приводит удивительный пример, связанный с его личной семейной драмой. Его любимая жена изменяет ему, и, фактически, не живет в его доме. Наконец, она устает от своих любовников, и просится, чтобы он ее выкупил. Муж прощает ее и возвращает домой. Подобно этому — говорит Пророк — грешники ведут себя в отношении Бога. Они тяжко оскорбляют Его, попирают Его любовь, нарушают Его завет — но когда они раскаются, Он явит им спасение.

Сначала это спасение воспринимается на земном и коллективном уровне — народ будет возвращен в обетованную землю (что, в конце концов, и происходит). Но Пророки прозревают и нечто иное — приход Мессии, буквально, “Помазанника”, того, кто принесет победу и спасение на совершенно ином уровне, того, кто утвердит на земле владычество самого Бога, когда прекратится всякая ненависть и вражда и сама смерть будет побеждена. Об этом мы и поговорим дальше.

 

 

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.