Пост начинается с головы

Андрей Зайцев о пользе вытья на Луну

У авторов странные судьбы – еще неделю назад я писал о том, что не хочу читать бесконечные кулинарные колонки о посте, но интерес читателей вновь заставляет меня вернуться к холодильнику.

Любой разговор о мере поста неизбежно наталкивается на страх, похожий на родительский. Некоторые папы и мамы думают, что нужно предельно жестко регламентировать действия ребенка, иначе он начнет питаться исключительно чипсами и колой, засовывать пальцы в розетку и общаться матом.

По мысли части православных, стоит христианину дать возможность ответственно относиться к собственной мере поста, как он начнет проводить Великий пост с кружкой пива, наваристым борщом и ростбифом.

Родители не всегда могут уследить за своим карапузом и рано или поздно им приходится доверять ребенку, учить его пользоваться собственной головой. Каждый из нас может рассказать много историй о том, как жизненный опыт в детстве в буквальном смысле набивался с помощью шишек.

Лет в 7 или в 8 я понял значение фразы «спички детям не игрушка», когда вспыхнувший коробок прожег дырку на моих штанах в самом неудобном месте.

Точно также происходит с мерой поста. В период духовного младенчества люди лезут на православные сайты и находят там вот такие замечательные рекомендации: «Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет». Этот текст появился в 2004 году на одном из самых популярных православных сайтов, но каждый многодневный пост находятся люди, которые с любовью размещают ее в социальных сетях. Видимо, собираются опробовать строгость монастырского поста на своих трехлетних детях.

Между прочим, фраза «по учению древних отцов» очень напоминает известный мем «британские ученые рекомендуют». После этой вводки, я могу посоветовать читателям выть по ночам на Луну, поскольку это развивает голосовые связки и помогает бороться с ангиной. Не верите? А как же авторитет ученых?

Кстати, чтобы узнать, как поститься по уставу, тоже не нужно читать много книжек. В другой социальной сети вам покажут календарик поста, в котором есть чудесные разделы: сухоядение, когда можно есть хлеб, фрукты и холодные вареные овощи без масла (таких клеточек больше всего); 9 раз за пост вы сможете скушать горячую пищу без масла; 13 дней из 49 вам разрешается приготовить еду на постном масле; 2 дня вы едите рыбу, и еще один день рыбью икру. Несколько дней в табличке отмечены как «строгий пост», то есть вы не сможете  кушать вообще. Правда, социальная сеть и авторы православных брошюр в дни «строгого поста» разрешают вам «по немощи» выпить стакан воды с хлебушком один раз в день.

Ужас этих рекомендаций состоит в том, что они широкодоступны и наглядны. Вам не нужно ходить в церковь или советоваться с духовником — интернет и СМИ уже объяснили вам, как должен поститься идеальный православный. Что называется «святые отцы рекомендуют».

Прочитав эти таблички, реальные люди начинают поститься «по уставу», зарабатывают себе кучу болезней. Очень часто эти «постники» ни разу не были в храме и не общались с батюшкой, но опыт такого поста дает им право выступать в роли «экспертов». Если их организм выдержал испытание, они расскажут всем, как просто поститься по уставу, если нет – интернет пополнится очередным рассказом о «попах-изуверах».

Между тем, реальные святые отцы – святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Иосиф Волоцкий, святитель Иоанн Златоуст не призывают христиан к нечеловечески сложному посту во вред здоровью. Напротив, они говорят о том, что мера телесного поста должна быть соразмерна конкретному человеку. Вот выдержка из письма святителя Игнатия своей заболевшей сестре: «Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постнаго времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».

«Национальные дебелости» до сих пор вызывают у многих из нас жар негодования от мысли, что в решении вопросов поста нужно иногда пользоваться и своей головой, а не только чужими. Но откуда этот жар? Быть может, мы боимся. Боимся не того, что кто-то будет питаться в Великий пост пивом и сосисками (те, кто делает это, обычно не оглядываются на Типикон). Нам нередко кажется, что суть православного христианства как раз и состоит в максимальном причинении себе неудобств, в ежедневном «умирании» за Православие, в посте до голодных обмороков.

Мы так хотим умереть за веру, поскольку боимся жить с ней и для нее, боимся, что наш сосед по лестничной клетке или читатель православного СМИ, сын или дочь, не поймут нашей веры, если мы не представим ее как цепь непрерывных страданий, как постоянное мученичество.

Мы забыли о том, что мученики своей жизнью свидетельствовали о Христе не потому, что прочитали устав о посте и не захотели жить на такой диете, а потому, что Христос представлял для них самую большую ценность на земле.

Для мучеников вера была  самым сильным, иногда радостным, иногда страшным, но самым сильным впечатлением в их жизни. Святители Амвросий Медиоланский или Игнатий (Брянчанинов) стали епископами не потому, что были неудачниками, которым было скучно жить в миру. Они не искали себе строгого родителя, который бы научил их жизни, но пришли к Богу взрослыми и сформировавшимися людьми.

Если мы не поймем, что Христос не требует от входящего в Церковь отключить собственную голову, то, боюсь, наш пост так и будет выглядеть со стороны чем-то вроде принудительной диеты, совершаемой из-за страха наказания.

В конце концов, голова нужна христианину не только для того, чтобы носить шляпу или кушать хлеб. Иногда ей можно и подумать. Церковь не казарма, и христиане с разной мерой своего поста могут радоваться Светлому Христову Воскресению, как это и призывает делать святитель Иоанн Златоуст в знаменитом слове на Пасху.

Источник фото анонса — http://vau-portal.ru/video/906-howl

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Евгений Нагорных
    Апрель 3, 2013 9:51

    Ну сколько же можно, в Пост-то. Простите, кажется, вы плохо понимаете, о чем пишете. Или это намеренная «простота» такая?
    Поста благоприятного.

  • Апрель 8, 2013 7:43

    Как всегда точно и с самоиронией. Главное ведь это думать, поступать и жить по строгому посту. А самое главное ЛЮБОВЬ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.