Владимир Легойда. Почему любовь

Любовь… не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается,
не мыслит зла.
        1 Кор 13:5

Потому что, если не любил
Значит, и не жил, и не дышал.
        В. С. Высоцкий

Legojda_1«Вы просто его не любите! Вот и подмечаете всякие “недостатки”. На самом деле — сущие мелочи. А Вы его полюбите!» Так много лет назад ответила мне знакомая на мое совершенно неофитское возмущение «неправильным поведением» священника. Сейчас и смешно, и грустно вспоминать, что причиной моего «праведного гнева» было то, что батюшка — игумен монастыря — встретив меня, радовался, шутил и — о, ужас! — смеялся, а не ходил все время молча, опустив глаза долу. Таковы были мои представления о «подлинном монашестве» после трех прочитанных книг по аскетике и при отсутствии опыта жизни в Церкви.

Любовь долготерпит, поэтому отец игумен не замечал моих «духовных терзаний», но, видимо, знал обо мне что-то более важное. И поэтому, когда на первой исповеди он заплакал вместе со мной, я… В общем, права была моя знакомая. И сегодня, когда батюшки уже нет с нами, я вижу, скольким ему обязан, и знаю, что именно благодаря ему понял:  евангельское «Бог есть Любовь» — это не просто красивая фраза, а основа жизни.

Очень часто (не всегда) наше возмущение неправильным в Церкви связано исключительно или по преимуществу с нами. Ровно по апостолу Павлу, только наоборот: мы нетерпимы, немилосердны, завистливы, превозносимся над другими, гордимся, бесчинствуем, ищем своей выгоды и победы своей точки зрения, раздражаемся, видим во всем и всех зло, радуемся неправде, грустим от истины, ничему не верим, не надеемся и не терпим (см. 1 Кор 13:4–8). Мы не любим. Поэтому видим все в ином свете. Вполне понятно, в каком и чьем.
В критике церковной жизни, даже внешне вроде бы справедливой, почти всегда есть глубинная нестыковка, чаще всего связанная не с самим суждением (судом) над человеком или поступком, а именно с категоричностью этого суждения, с выводами из него. Мы прощаем себя, когда грешим, мы надеемся на исправление, но редко оставляем подобное право другим. Во все века недостойными называли многих. Но Господь Сам все расставляет на свои места, и если за грехи одних Церковь молилась и молится, то «грехи» других отлетели, как шелуха, а у кого-то были смыты кровью мученичества.

Эта же нестыковка обнаруживает себя и тогда, когда мы спрашиваем, зачем идти в храм. Ведь вопрос звучит так, будто речь идет о спортклубе, университете или о партии. Все это внешние по отношению к человеку объекты, которые могут как пригодиться, так и не пригодиться в жизни. Если Церковь и можно с чем-то сравнить, то скорее с больницей. В клуб мы можем пойти или не пойти, но обратиться к врачу, когда что-то болит, — потребность совершенно другого уровня. Невозможен альтернативный ряд: куда лучше направиться — в храм, в спортклуб, в партию или на танцы. Речь идет о принципиально ином выборе. Это не выбор: делать или не делать. Это выбор: быть или не быть. Человек приходит в Церковь, чтобы научиться любить. Любовь не просто «влияет на…», но весь твой мир делает другим. И самые разные вещи — от курса доллара до ссоры с родителями — будут восприниматься по-иному.

Для христиан отсутствие связи с Богом — не жизнь. Жизнь — это пребывание с Богом, когда человеку открывается величайший из всех смыслов — полнота существования. В любви.

legoida ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
cover143-900 №3 (143) март 2015
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 4,67 out of 5)
Loading...

Комментарии

  • Лариса
    Март 2, 2015 12:49

    Почему же любить по настоящему так трудно?

    • Фома
      Март 7, 2015 15:43

      Потому что мы живём на территории врага, где он имеет власть препятствовать нам приближаться к истине. И та часть нашей собственной природы, которая близка к животным — самый главный его союзник в борьбе против Духа, который заключён в эту же телесную оболочку. Ложь, которая в этом мире окружает понятие любви, настолько многослойна, что добраться до истины своими силами без Божьей помощи практически невозможно. Почему дьявол так тщательно скрывает истину об этом понятии? Он скрывает от нас само лицо Бога, потому что любовь и есть главное проявление Его силы на земле.

  • Ольго
    Март 2, 2015 21:02

    «Так много лет назад ответила мне знакомая на мое совершенно неофитское возмущение «неправильным поведением» священника. Сейчас и смешно, и грустно вспоминать…»
    Стало быть, сейчас уже не неофит? А кто? Старец, что ли? (вряд ли старец будет употреблять «мы»: «мы нетерпимы, немилосердны, завистливы…» вместо «я»)…….
    Вот, мне тоже, извините, смешно и грустно, когда слышу заезженный штамп: «когда я был неофитом, я любил критиковать… а те-пе-е-е-рь…» И гадаешь, то ли к сонму святых пора причислять, толи просто встроился, успокоился, оброс жирком, как в известном фильме: «избаловался, изнежился, решил, что всё должно идти ровненько и гладенько? Хочешь непременного благополучия всегда и во всём? Так не бывает!..»…….

    «Невозможен альтернативный ряд: куда лучше направиться — в храм, в спортклуб, в партию или на танцы».
    М-да, что-то вспомнилось к слову.. Николаю Беляеву (будущему преподобному Никону) таки было возможно: «Представилось новое искушение: предложили мне учиться танцевать, но танцы назначались как раз во время вечерни. Куда склониться? Помню, был 6-й глас на “Господи, воззвах”, мой в то время самый любимый догматик: “Кто Тебе не ублажит…” И туда, и туда хочется. Долго я боролся, долго был в нерешительности, и… о, позор, позор! попрал я совесть и пошел танцевать…» 🙂

    • Александра
      Март 2, 2015 23:29

      Вы «просто его не любите» оттого и придирки к словам

      • Ольго
        Март 3, 2015 20:18

        ну, ему, в этом плане, повезло больше 🙂 , потому что не люблю я, как правило, тех людей, которые именуются «ближними»…

  • Галина Черевык
    Апрель 12, 2015 22:50

    Евангельское «Бог есть Любовь» — это не просто красивая фраза, а основа жизни. В том числе и жизни в лонах церкви, в ее ограде. Любовь помогает не только войти в церковь, но и остаться в ней со всеми ее искушениями, прелестями, ступенями, открытиями и откровениями, страхами, опасениями и недопониманиями. И мало того, Бог, являясь Любовью, сопровождает человека и при выходе из храма и сопровождает по жизни дальше, помогая подниматься и падать для вразумления, а падая снова подниматься, идти вперед, жить дальше во имя Любви, во Христе и со Христом всегда и везде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.