Есть в Евангелии места, которые трудно понять без дополнительных пояснений. Таков, например, финал рассказа о суде тетрарха Ирода над Иисусом: Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк 23:11-12).
О какой «светлой одежде» идет речь, и почему эта одежда на арестованном Иисусе вдруг подружила непримиримых прежде врагов?
Сегодня восприятие одежды как знака, указывающего на статус человека, ушло в нашей жизни на второй план. Да и не получится уже по тому, как одет человек определить, например, городской он житель или деревенский, замужняя ли перед тобой женщина или девушка. Тем не менее, даже в наши дни эта функция одежды в некоторых случаях сохранилась. Так, благодаря служебной форме, мы безошибочно узнаем в городской толчее полицейских или военных, а в монастыре легко можем отличить монахов от приехавших помолиться паломников.
В древнем мире одежда человека говорила о нем куда больше. Многократно упоминаемые в Евангелии фарисеи выделялись в толпе длинными кисточками, пришитыми по краю одежды и своеобразным головным убором – тфилин. Это была квадратная коробочка из кожи, на каждой из сторон которой были написаны цитаты из Библии. Тфилин носили на лбу, прикрепленным к ленте, надевавшейся на голову. Именно эти кисточки и коробочки упоминает Иисус, когда обличает фарисеев за лицемерное отношение к Закону Божьему. Правда, кисточки в русскоязычном переводе Евангелия тоже не совсем понятно названы воскрилиями одежд, а тфилин – хранилищами. Тем не менее, речь в этом месте идет именно о них: ... все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих...» (Мф 23:1-7).
Багряница, в которую Пилат велел одеть Иисуса перед тем, как отдать Его на поругание своим солдатам, тоже имела вполне определенное значение. Так называли верхнюю одежду царей – мантию пурпурного цвета. Правда, на Иисуса надели отнюдь не царскую багряницу, а всего лишь красный плащ римского воина. Но в сочетании с терновым венцом эта одежда стала издевательской пародией на облачение царя.
Светлые одежды тоже были знаковыми. В белые тоги одевались кандидаты на государственные должности в Римской империи. Это был некий символ их чистоты и непричастности к каким-либо нарушениям закона. Само слово "кандидат" означает буквально - облаченный в белое, чистый.
Для чего же Ирод велел облачить Иисуса в почетную униформу римских чиновников?
С одной стороны это была насмешка над Христом и иудеями: облаченный в белое арестованный Иисус, как кандидат на царство в захваченной римлянами стране. С другой - согласие с вердиктом Пилата, признавшего Иисуса невиновным. Ирод усмотрел в факте отсылки к нему рассмотрения этого дела знак уважения со стороны Пилата. И оказал тому ответное уважение - подтвердил его решение по делу Иисуса, нарядив Его в одежды невиновного в преступлениях.
И хотя это облачение в светлые одежды тоже было прямой насмешкой над Иисусом, оно вот уже два тысячелетия продолжает обличать беззаконие смертного приговора, который иудеи вынесли Спасителю на своем Синедрионе. Два свидетеля подтвердили невиновность Иисуса. Один из них - тетрарх, другой - прокуратор.
Блаженный Феофилакт пишет об этом так: «…Когда же Христос отослан был назад к Пилату, смотри, как опять сияет истина. Вы, - говорит Пилат, - привели ко мне человека сего, как развращающего народ; но я не нахожу в Нем ничего достойного смерти, равно как и Ирод. Видишь ли свидетельство двух человек, и притом одного - правителя, а другого - царя, совершенно истинно? Ни я, - говорит, - ни царь Ирод не нашли в Нем никакой вины. Что скажут на это иудеи? Судьи сами свидетельствуют, что человек сей невиновен; вы, обвинители, не привели ни одного свидетеля: кому же нужно верить? Дивно, как побеждает истина! Иисус молчит, а враги свидетельствуют в пользу Его».
Читайте также:
Кто такой Понтий Пилат
На заставке: «Иисус облекается Иродом в белые одежды» (Дуччо, Маэста), фрагмент, 1308-1311