Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Все дело в том, что Спасские ворота Московского Кремля освящает надвратный образ, икона «Спас Смоленский», некогда утерянный, и вновь обретенный в 2010 году.
Такой тип икон называется «Спас с припадающими». Господу молятся коленопреклоненные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Это заступники за Русскую землю. В 1521 году столицу осадил жестокий хан Мехмет-Гирей. Василий III ждал помощи от Новгорода, и она пришла. Старице Вознесенского монастыря было видение, как московские святители за грехи горожан покидали Кремль, унося с собой Владимирскую икону. У ворот их встретили Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились и упросили святых вернуться. Мехмет-Гирей ушел от стен Москвы.
Почему «Смоленский» — и в Москве? В 1514 году, во время русско-литовской войны, войска Василия III взяли Смоленск. В благодарность была написана икона, освящавшая главный въезд в Кремль. Так что в образе «Спаса Смоленского» наши предки художественно сформулировали идею духовного единства северо-западной и северо-восточной Руси.
Семантически любая надвратная икона несет в себе градозащитный смысл: вера во Всемилостивого Бога и молитва Ему защищают православный народ от врагов. Истоки этой традиции — в древнем византийском образе «Христос Халкитис», мозаичном изображении Спасителя, что находилось над Медными вратами (Халки) императорского дворца в Константинополе. Это был величественный образ Господа Вседержителя, который благословлял проходящего через врата императора. Эта византийская традиция прижилась и на Руси.
«Спас Смоленский с припадающими» был почитаем очень широко. До нашего времени дошли прекрасные образы, перед которыми молились о защите от врагов. У ног Христа писали и других святых, например, Зосиму и Савватия Соловецких, а в период Смутного времени на иконах Русского Севера изображали Варлаама Хутынского и Александра Свирского. «Спас Смоленский» можно назвать иконой государственного значения.
На заставке: фото ruscow