Неделя о мытаре и фарисее

21 февраля 2016 года - Неделя о Мытаре и Фарисее

В эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому Посту, Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14).

Материал по теме


Фото  https://www.flickr.com/photos/ronan_shenhav/21033980571/in/photolist-y3GDBr-56Pu2K-oLsnuK-biyuVF-4z9LEf-tXe6E7-ArTEiQ-7nrGs3-s67r6E-o9e5N-CiHEPc-tdECW-nxqYGD-9Xg8it-Cm2T6i-CnK5t1-Pe9Lh-pCENFC-8VUrgx-iiF8Dg-qB2HfA-bamuZn-s8gyoX-dvNPVS-CS8A2W-a54Yam-f2eAX2-dtzVib-e55VXf-pdMSoY-5rZHxj-jd71Dx-74wR1k-heW9S9-nD2GoU-faKPJv-v2HS7b-dN8hhd-9qG8Xu-5Sgt4H-7K7KfU-fCNDM1-4tSkBD-7Qco3-oPJWbb-e3fqAk-x98yY5-p3m8em-cENU9o-dmhAuo

Великий пост: подготовительные недели (воскресные дни)

Великий пост в 2016 году начнется 14 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

Лука вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает «приличное общество». Мы, современные читатели, видим здесь, прежде всего, осуждение фарисея — для нас само это слово означает «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи — это просто люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей осужден — он говорит, что мытарь «оправдан более». Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идет в свой дом «более оправданным». Почему? Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.

Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно». Французский писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет: «Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с небесных высот, как орел». Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».

Смотрите также:

Кто такой мытарь в Библии?

Кто такие фарисеи в Библии?

Фарисей как герой нашего времени

 

Иллюстрация: Юлиус Карольсфельд, Мытарь и фарисей. Гравюра в цвете. 

hudi-new ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (8 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.