Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?

«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Efanov-smallАрхиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

Смотрите также:

«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор


Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (23 votes, average: 4,22 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Екатерина
    Март 10, 2015 15:39

    Собор окончательно объявил женщину нечистым существом. Ну ничего, переживём. Абсурдное решение, конечно. Нигде в Новом Завете месячное очищение не названо нечистым. А мотивировать тем, что в храме недопустимо истечение крови -нелепо, так как эта проблема прекрасно решается с помощью гигиенических средств. И получается, что кровоточивость дёсен тоже может служить препятствием к Причастию, если следовать подобным рассуждениям. А как насчёт мужчин, у которых произошло невольное семяизвержение в ночь перед Причастием? По закону Моисея они так же нечисты. Но почему это проигнорировали участники собора?

    • Екатерина
      Март 12, 2015 0:58

      Средневековые обычаи,которым нет никакого логического объяснения. Опять же нельзя причастие, ну нельзя ладно,но ведь доходит до дикарства,что и в храм нельзя. А если у меня близкий человек болеет или случилось что, что ж мне уже нельзя и прийти свечи поставить. я же,простите,на пол не капаю. Раз в храм нельзя,а везде можно,почему бы тогда не махнуть затусить в клуб. Оттуда не прогонят

      • Екатерина С
        Март 13, 2015 9:43

        Говорят, что когда очень нужно (например, во время болезни, предсмертном состоянии и т к далее), то можно. Но лично я подобной логики не понимаю. Мне это напоминает исламские установки.

    • Владимир
      Апрель 30, 2015 14:30

      Екатерине:
      Смею полагать, что все четыре комментария, смешанных с непонятной обидой, а то и прямой клеветой на Церковь, что она якобы назвала всех женщин нечистыми, принадлежат Вам.

      Святитель Игнатий Брянчанинов же так ответил Вам ещё в 19 веке:
      «Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, А СУДИЯ ЕЕ..
      Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? — Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.»

  • Екатерина
    Март 10, 2015 17:53

    К слову. Обратите внимание на картину выше. Женщина ( судя по платью, не из крестьянского сословия) О УЖАС!!! с непокрытой головой в храме. Сейчас в современных российских храмах такое вообще недопустимо.

  • Имя
    Июнь 17, 2015 14:24

    Владимир, а можете ответить по существу и самостоятельно? Святитель не отвечал Екатерине ничего, это Вы ответили его высказыванием, потому что решили, что это будет просто гениально, правда ведь. Кто посмеет возразить святителю?! Многие любят таким образом подменять понятия, вычитывать что-то из авторитетных источников и уходить от верного ответа.
    Зато Екатерина, в отличие от Вас, говорит своими словами. Ее позицию можно понять. А Вашу — нет! Вы не святитель Игнатий, простите, если Вас это обидит.

  • Имя
    Июнь 17, 2015 14:35

    Менструация, так же как и ранка в кровоточащей десне — это не жертвоприношение, не приношение кровавой жертвы. Мы не специально кровоточим.
    Следует заметить…

  • Имя
    Июнь 17, 2015 15:12

    Осмелюсь процитировать тоже:
    «Внимательное рассмотрение источников и природы понятия «ритуальной нечистоты» обнаруживает достаточно смущающее, и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия. Независимо от того, попало ли это понятие в церковную практику под прямым влиянием иудаизма и/или язычества, оно не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии. Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха. И все же мы сохранили практику, которая отражает ветхозаветеный страх перед материальным миром. Поэтому вера в «ритуальную нечистоту» не является в первую очередь социальным вопросом, и беда не в первую очередь в уничижении женщины. Речь скорее идет об уничижении Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа и его спасительных последствий.»
    (Статья — http://www.pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote-chto-eto-i-zachem/)

  • Екатерина
    Июль 11, 2015 18:16

    Имени. Спасибо Вам за поддержку. Приведённая Вами статья познавательна и, на мой взгляд, абсолютно правильна и логична.

  • Ольга
    Февраль 4, 2016 10:44

    Остается открытым вопрос: можно ли считать себя чадом Христовой Церки, идя против ее установлений?! Или для спасения души полезнее смиренномудрие?

  • Евгения
    Апрель 2, 2016 8:28

    Готовлюсь к причастию.но чувствую.что. должно начаться это…Значит.перенесу причастие на недельку.а за это время приготовлюсь лучше! На все Божья воля! Да будет по помыслу Его!

  • Кошка
    Апрель 16, 2016 21:26

    Я со вторника соблюдала пост(сегодня суббота),посещала храм и т.д.,собиралась в воскресенье причаститься.И в итоге накануне «дела» пошли.Ужас,по какой-то схеме всё в православии,под менстр.цикл надо подстраивать планы и т.д…..

  • ВладимирС
    Ноябрь 3, 2016 21:18

    Не под менструальный цикл надо подстраивать планы, а под любовь к Богу! Вы так пишете, как-будто покупка нового холодильника сорвалась. Вам вообще знакомо чувство благоговения? Если да, то вопросов у Вас не должно быть на этот счёт!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.