Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?

«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Efanov-smallАрхиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

Смотрите также:

«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор


Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (71 votes, average: 4,34 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Екатерина
    Март 10, 2015 15:39

    Собор окончательно объявил женщину нечистым существом. Ну ничего, переживём. Абсурдное решение, конечно. Нигде в Новом Завете месячное очищение не названо нечистым. А мотивировать тем, что в храме недопустимо истечение крови -нелепо, так как эта проблема прекрасно решается с помощью гигиенических средств. И получается, что кровоточивость дёсен тоже может служить препятствием к Причастию, если следовать подобным рассуждениям. А как насчёт мужчин, у которых произошло невольное семяизвержение в ночь перед Причастием? По закону Моисея они так же нечисты. Но почему это проигнорировали участники собора?

    • Екатерина
      Март 12, 2015 0:58

      Средневековые обычаи,которым нет никакого логического объяснения. Опять же нельзя причастие, ну нельзя ладно,но ведь доходит до дикарства,что и в храм нельзя. А если у меня близкий человек болеет или случилось что, что ж мне уже нельзя и прийти свечи поставить. я же,простите,на пол не капаю. Раз в храм нельзя,а везде можно,почему бы тогда не махнуть затусить в клуб. Оттуда не прогонят

      • Екатерина С
        Март 13, 2015 9:43

        Говорят, что когда очень нужно (например, во время болезни, предсмертном состоянии и т к далее), то можно. Но лично я подобной логики не понимаю. Мне это напоминает исламские установки.

    • Владимир
      Апрель 30, 2015 14:30

      Екатерине:
      Смею полагать, что все четыре комментария, смешанных с непонятной обидой, а то и прямой клеветой на Церковь, что она якобы назвала всех женщин нечистыми, принадлежат Вам.

      Святитель Игнатий Брянчанинов же так ответил Вам ещё в 19 веке:
      “Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, А СУДИЯ ЕЕ..
      Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? — Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.”

  • Екатерина
    Март 10, 2015 17:53

    К слову. Обратите внимание на картину выше. Женщина ( судя по платью, не из крестьянского сословия) О УЖАС!!! с непокрытой головой в храме. Сейчас в современных российских храмах такое вообще недопустимо.

  • Имя
    Июнь 17, 2015 14:24

    Владимир, а можете ответить по существу и самостоятельно? Святитель не отвечал Екатерине ничего, это Вы ответили его высказыванием, потому что решили, что это будет просто гениально, правда ведь. Кто посмеет возразить святителю?! Многие любят таким образом подменять понятия, вычитывать что-то из авторитетных источников и уходить от верного ответа.
    Зато Екатерина, в отличие от Вас, говорит своими словами. Ее позицию можно понять. А Вашу – нет! Вы не святитель Игнатий, простите, если Вас это обидит.

  • Имя
    Июнь 17, 2015 14:35

    Менструация, так же как и ранка в кровоточащей десне – это не жертвоприношение, не приношение кровавой жертвы. Мы не специально кровоточим.
    Следует заметить…

  • Имя
    Июнь 17, 2015 15:12

    Осмелюсь процитировать тоже:
    “Внимательное рассмотрение источников и природы понятия «ритуальной нечистоты» обнаруживает достаточно смущающее, и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия. Независимо от того, попало ли это понятие в церковную практику под прямым влиянием иудаизма и/или язычества, оно не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии. Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха. И все же мы сохранили практику, которая отражает ветхозаветеный страх перед материальным миром. Поэтому вера в «ритуальную нечистоту» не является в первую очередь социальным вопросом, и беда не в первую очередь в уничижении женщины. Речь скорее идет об уничижении Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа и его спасительных последствий.”
    (Статья – http://www.pravmir.ru/o-ritualnoj-nechistote-chto-eto-i-zachem/)

  • Екатерина
    Июль 11, 2015 18:16

    Имени. Спасибо Вам за поддержку. Приведённая Вами статья познавательна и, на мой взгляд, абсолютно правильна и логична.

  • Ольга
    Февраль 4, 2016 10:44

    Остается открытым вопрос: можно ли считать себя чадом Христовой Церки, идя против ее установлений?! Или для спасения души полезнее смиренномудрие?

  • Евгения
    Апрель 2, 2016 8:28

    Готовлюсь к причастию.но чувствую.что. должно начаться это…Значит.перенесу причастие на недельку.а за это время приготовлюсь лучше! На все Божья воля! Да будет по помыслу Его!

  • Кошка
    Апрель 16, 2016 21:26

    Я со вторника соблюдала пост(сегодня суббота),посещала храм и т.д.,собиралась в воскресенье причаститься.И в итоге накануне “дела” пошли.Ужас,по какой-то схеме всё в православии,под менстр.цикл надо подстраивать планы и т.д…..

  • ВладимирС
    Ноябрь 3, 2016 21:18

    Не под менструальный цикл надо подстраивать планы, а под любовь к Богу! Вы так пишете, как-будто покупка нового холодильника сорвалась. Вам вообще знакомо чувство благоговения? Если да, то вопросов у Вас не должно быть на этот счёт!

  • Ирина
    Декабрь 19, 2016 23:57

    Вообще, все церковные правила и установления Церкви даны для того, чтобы их выполнять, и грех им противостоять. Однако, современный человек по своей гордыне, которая является повсеместной, как у язычников, так и у новоначальных христиан, хочет везде применить свою мирскую логику. Но в Церкви данный подход недопустим. Здесь необходима вера и смирение. Если Бог попускает вышеперечисленные случаи для женщин (в комментариях), то для их проверки и смирения.Бог милостив и подаст свою благодать, но всему свое время. Для редко причащающихся женщин действительно реально подстраиваться под свою природу. Для тех же, кто привык и имеет насущную необходимость частого участия в Таинствах, это действительно время для проверки своего смирения и верности Богу. Но так как смирения мало, то часто это ведет, к сожалению, к нарушению постоянного Богообщения и времени богооставленности. Но, если Бог попустил сохранить именно эту ветхозаветную традицию в современной Русской Православной Церкви, значит в этом есть и Божественный Промысел. Поэтому не стоит роптать, а стоит учиться терпению и смирению. Пишу это не как поучение, а как мои размышления на эту тему.

  • Зара
    Февраль 9, 2017 8:01

    Вот в церковь ходить в эти дни нельзя, надо сделать так , что и на работу в эти дни не выходить , дома не убирать , не готовить , ни до чего не прикасаться в эти дни ! И всё это законно пусть будет так!

  • Оля
    Март 4, 2017 9:00

    Бог нас создал такими. Бог любит нас такими, какими создал.
    Не может быть такого, чтобы из-за естественного процесса (созданного самим Богом), нам отказывали в посещении церкви.
    Простите меня, если кого обидела, но считаю подобные заявления пережитком прошлого. Когда женщин красивых сжигали на костре, когда умных людей казнили за их ум.

  • Ксения
    Март 16, 2017 10:38

    Когда-то родители заехали в святое место. Были молодые, оба в спортивных костюмах, мама – без платка. Отец пошёл в храм, а мать осталась ждать: решила, так не пустят. Ее увидел старый батюшка и сказал, чтобы заходила в храм, если хочет, а объяснил так: человек приходит к Богу, а для него значения не имеет, в брюках вы, в юбках и т.д. Думаю, эти слова к вопросу, поднятому выше, отнести можно.

  • Ульяна
    Март 20, 2017 8:39

    Лично из своего опыта.,мне совесть не позволяет (особенно в первые дни).бывало что исповедь а на причащение пришли,куда деваться. Все женщины разному чувствуют себя в эти дни.для меня лучше переждать,на душе как то не чисто.

  • Священник Леонид
    Март 28, 2017 13:50

    Екатерина и еще некоторые участницы этой дискуссии. Вы в своем пафосе показываете, насколько утратили (или вовсе никогда не имели) чувство смирения. Женщина и мужчина – оба творения Божии и оба могут быть в нечистоте, так что нельзя причащаться. Зачем же искушать Бога, приходя к Причастию именно в дни очищения месячного? Могли бы вы представить, чтобы за Тайной Вечерей со Христом возлежали женщины, да еще и в дни менструаций? Как-то это выглядит неопрятно… Поэтому не бравируйте своей природой, дщери Евины, имейте смиренномудрие и благоговение. И раз уж вас допускают до Тайной Вечери Господней, то старайтесь приступать к Трапезе Господней в душевной и телесной чистоте, да получите венцы праведных!

  • Светлана
    Март 28, 2017 14:59

    на Тайной Вечери вообще никаких женщин не присутствовало, насколько мне известно из Евангельского повествования канонического, а из мужчин – только 12 избранных учеников, на то она и Тайная. Насчет женщин в т.н. “нечистоте”, то в Евангелии есть прекрасный пример с кровоточивой, когда женщина в таком состоянии дерзнула коснуться Господа, чтобы исцелиться. В то время за такое побивали камнями. А господь сказал: “Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя”. Но: Он потребовал объявиться и объяснить причину, по которой женщина такое сотворила – многолетняя болезнь, поставившая человека на грань отчаяния, когда уже ничто не помогало. Ибо милосердие превыше всего всегда у Господа. Однако, если бы женщина не страдала нестерпимо, а была бы в “естественном” для созревшего женского организма состоянии очищения, не думаю, что она бы решилась на такое действие. На самом деле то, что мы считаем “естественным” вовсе не естественно – это следствие грехопадения, когда природа человека изменилась в сторону животную. Так же как не естественно для человека состояние детства и старости (об этом я читала у св. Даниила Сысоева в книге про Иова многострадального, и эта мысль, что состояние детства не естественно меня поразила). Думаю, есть еще мистический смысл в крови. Но такие глубины, может нам и не полезно пока знать, раз они не раскрыты, а сохранились только вот в таком запрете. Тут надо понимать и сохранять грань, чтобыблагоговение с одной стороны не перешло в костную традицию, смысл которой никто не понимает, а с другой стороны не перешло во вседозволенность. Не все пока мы можем понять нашим разумом, он ограничен, это только гуманисты считали, что человеческим разумом можно все объяснить без Бога.

  • Виктор
    Март 29, 2017 13:23

    – “… Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения …”, – вот эта “общепринятая практика” и называется суеверием! Ибо давно известно: – “Что естественно – то не безобразно”!

    И потом, не лицемерие ли это, называть “бескровной жертвой” распятие Христа? Не лицемерие ли это – отрекаться от Слова Христа: – “… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою КРОВЬ имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…”, – представляя Его жертву БЕСкровной!?

    Вот исторический прецедент: – “… что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так …”, – то есть – человеческие учение отличаются от Божиих установлений!

    Есть только одно место в Священном Писании, где человеку дается ограничение накануне общения с Богом: – “… И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ТРЕТЬЕМУ ДНЮ; НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К ЖЕНАМ. На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы…”, – которое можно соотнести с Причастием!

    Нигде более Бог не запретил “кровоточивой” приближаться к Нему и принимать Святые Дары! Это люди … сами … захотели быть святее Святого! Тенью папы римского! СВЯТЕЙШИМИ! Вот и умничают! Ведь в этот момент из женщины не скверна выходит, но плод жизни обновляется!

    О крови же никогда нигде не говорилось, как о скверне, наоборот: – ” … душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает…”, – сие опять же Божие установление! И кто от Слова Его “нос воротит”, тот Божий ли!?

  • Дашенька
    Апрель 8, 2017 17:37

    на всех сайтах спорят ,но каждый останется при своём мнении

  • Екатерина С.
    Апрель 12, 2017 9:50

    Всех приветствую, удивительно, насколько изощренно наши женщины умеют спорить! Ну если вы уверены, что во время месячных можно причащаться – идите, причащайтесь. И не говорите священнику. Если вашей душе так будет легче. Но неужели это настолько принципиально для вас, что вы не можете смириться ни с мнением отцов церкви, ни с естественным законом? Женщина спасается рождением, а месячные – как раз подготовка к рождению. Многие девушки себя неважно чувствуют в эти дни и им нужно больше отдыхать. Никаких противоречий. Желаю всем внутреннего мира и счастья!

  • Светлана
    Июнь 3, 2017 11:51

    Обыкновенные биологические процессы в обычном организме. В смысле-нельзя?! Какие кровопролития?! Дикарство. Я этого не понимаю

  • Катерина
    Июнь 4, 2017 1:44

    https://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyvaemoj-zhenskoj-nechistote.html
    Не ссорьтесь, не гневитесь, ищите ответы и получите их! С Божьей помощью!

  • Василий Кондалов
    Июнь 21, 2017 2:54

    Читаю комментарии и диву даюсь, до какого идиотизма может довести гордыня. Помилуйте, люди, если вам Архиерейское собрание не указ, святитель И. Брянчанинов не авторитет церкви, то, что вы тут делаете, в православном СМИ? Был задан конкретный вопрос священнику, он на него, достаточно, полно ответил, чего же вам ещё? Да, что батюшка, кто он такой, если вы начинаете спорить со святым человеком, в добродетели и богословских знаниях, которого, до вас, никто не сомневался. Почитайте, любезные, работу Брянчанинова о прелести, точнее, об умственной прелести, которую он называет «мнением», может быть тогда у вас что-то «прояснится». Одно радует, что, для большинства, вопрос о месячных и яйца выеденного не стоит и, слава Богу! Однако приходится констатировать, что, по выражению А. Битова, «либералитет с ложными лозунгами» пытается навязать «свою свободу» и членам РПЦ, хотя, впрочем, я явно сгущаю краски…

  • Ирина
    Август 13, 2017 9:39

    Это абсолютно правильное и объяснимое требование. Молиться в церкви и приступать к святыням, когда из тебя льет как из ведра, болит живот и просто сил нет – это кощунство. Однажды в таком состоянии я попыталась зажечь и поставить свечу: она загорелась с третьего раза. Я поняла, что наше я и личные амбиции Богу не нужны. Сказано “нет”, значит “нет”.

  • Евгения Добрынина
    Август 18, 2017 21:09

    Я живу в Латинской Америке и езжу причащаться в другой город и раз в два -три месяца , только когда туда приезжает православный священник и служит там в нашей общине Литургию . В течение полугода в этом году я не могла причаститься по причине совпадения моих месячных с днём богослужения . В результате я впала в уныние . Должна ли я следовать установлениям архиерейского совещания , если это подвергает опасности моё душевное состояние ?

    • Владимир Гурболиков
      Август 19, 2017 13:48

      Евгения, а есть телефон тамошнего батюшки или ещё кого-то из нашего Патриархата в вашей или соседней стране? Если нет, то я могу попробовать помочь Вас с кем-то связаться, чтобы разрешить Ваши вопросы: gurbol(собачка)mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.