Матушка без платка

В октябре моего мужа рукоположили в священный сан. Я стала женой священника, матушкой. Эти дни не были радостными для меня. Да, они были волнующими, трепетными, но только не радостными. Помню, когда в первый раз подходила к кресту, который давал мой супруг, я плакала. Мне казалось, что я потеряла мужа. Но через два месяца это ощущение прошло. Все встало на свои места. Я была просто женой, а он просто моим любимым мужем. Я осталась все тем же человеком: училась, общалась, мечтала, любила, огорчалась… Я не чувствовала себя матушкой, какой-то особенной. На меня не сошла великая благодать, я не стала прилежнее в молитве, не стала кроткой и смиренной. Господь не отсыпал мне килограммы терпения и веры. Но подруги почему-то настойчиво спрашивали меня: «тяжело ли быть матушкой», «это ведь особое служение» — и все в том же духе. Поначалу я терялась, задумывалась, спрашивала себя: «А что же со мной произошло?», но ответа не находила. Ответа просто не было. Может быть, я какая-то неправильная матушка и христианка, если не чувствую своего особенного положения, ведь мой муж священник, и мы с ним «одна плоть». Но я его действительно не чувствую! Я живу обыкновенной жизнью, а у меня всё пытаются выспросить «каково же это — быть матушкой». Не знаю я!

Как-то мы сидели в трапезной с мужем после службы. А служит он в соборе. Как говорят в таких случаях, «пятая матушка десятого священника». Так вот. За столом сидела женщина, которая спросила обо мне. Я простодушно ответила, что зовут меня Кристина, а вот мой батюшка рядом. Затем я вежливо поинтересовалась, кто моя собеседница. Она ответила мне: «Я матушка N». Я опять же дружелюбно спросила ее: «Женам священников нужно представляться с добавлением «матушка», но это ведь не сан?» Причем я в тот момент задней мысли не имела, как-то оскорбить ее или поддеть, просто меня это удивило! Но после этого я ощутила неприятие с ее стороны.

Хочу добавить, что я никогда не представляюсь матушкой даже среди «своих». Мне кажется, это лишнее, ненужное. Ты как бы подчеркиваешь, что ты вроде не как все. Да, матушка она не как все, но так вышло не из-за ее заслуг или достоинств. Она особенная в глазах других, потому что ее муж особенный. Священство — это особая категория людей, они служат Богу. И нет ничего священнее этого на земле. И как батюшка отличается от тракториста, так и матушка от жены тракториста. Но это не значит, что матушка должна этим гордиться. О, это самое ужасное, что может произойти с такой несчастной, которая будет относиться к другим свысока. Ведь матушка – это действительно не сан.

Мне бы хотелось, чтобы меня любили и уважали не потому, что я жена священника, а потому, что я человек, которого можно любить и уважать. Я работаю в воскресной школе, и самую большую любовь и благодарность я получаю там! Многие из деток, кстати, не знают, что я матушка. Я их прошу называть меня по имени-отчеству.

Вот постепенно в своем рассказе я подхожу к тому моменту, который стал причиной его названия. Вы не подумайте, в храме я всегда в платке. Да, в юбке не в пол, но в платке обязательно. Ведь апостол Павел заповедовал женам, то есть тем, кто замужем, носить платок. Но этот прекрасный и очень женственный, на мой взгляд, головной убор я могу снять на территории храма и не ношу в воскресной школе. Замечу, что остальные женщины из воскресной школы (но они все же в возрасте) носят платки везде и повсюду. Я считаю, это дело каждого: носить или не носить платочек вне стен храма. Здесь не может быть строгого и обличительного: «носи платок!»

Но, к сожалению, я столкнулась с воинствующими «платочковицами», вернее, «платочковцем», если быть более точной. Меня не раз увещали надеть платок, мол, этим я чуть ли не оскверняю детские души, подаю отвратительный пример, и как я вообще могу быть без платка, ведь я же МАТУШКА. По их разумению, матушка и платок — вещи нераздельные, они просто не существуют друг без друга. Каждая порядочная матушка носит платок везде: в храме и в воскресной школе, на работе и дома, спит в нем и даже ходит в ванну (вероятно, существуют непромокаемые платки)! Так как я всего этого не делаю, значит, я — плохая матушка. И пусть так, даже не хочется оправдываться. Хотя я могла бы сказать, что в главном храме страны, храме Христа Спасителя, ученицы воскресной школы аккуратно причесаны и на службе молятся без платков. Интересно, кто им подал такой «плохой» пример?

Честно скажу, мне бы не хотелось, чтобы из моих детей выросли фарисеи. Чтобы они отсеивали людей по принципу длинных юбок и наличию платков. Это грустно. И своим подопечным я все время говорю: главное — что находится в их сердце, а с внешним как-нибудь разберемся.

Скоро годовщина рукоположения моего супруга. И в этот день я уже буду радоваться. Не тому, что исполнилась моя мечта — стать матушкой. И только теперь я это понимаю. Я буду радоваться шуршащим листьям под ногами, высокому голубому небу над головой, звону колоколов… и просто тому, что мы рядом. И мы идем в храм.

Фото Владимира Ештокина 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (9 votes, average: 4,56 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Октябрь 31, 2012 2:31

    и я такая же матушка без платка)

  • Ноябрь 1, 2012 12:26

    «Церковность жены священника – это, прежде всего, ее любовь к храму, к богослужению, знание православных традиций. Неприятно бывает видеть жену священника, одетую в кричащие сверхмодные костюмы, стоящую в храме небрежно, с непокрытой головой. Велико значение жены священника в его личной жизни. Опрятность, чистота, мир, порядок во всем, полная уравновешенность и христианская любовь, приветливость к каждому входящему, искренность, гостеприимство, строгость в вопросах веры и жизни, любовь к прекрасному, возвышенному и, конечно, церковность должны быть неотъемлемыми чертами насельников дома священника. Священнослужитель со своими домочадцами и прежде всего со своей женой должен представлять полное единство.

    Кстати, священнослужителю нельзя именовать свою жену «матушкой», представляя ее или говоря о ней. Это равносильно тому, что он стал бы именовать себя «батюшкой».
    из семинарского учебника
    ПАСТЫРСКАЯ ЭСТЕТИКА
    Протоиерей Алексий Остапов
    Издательство Московской Патриархии, 2000

  • Ноябрь 4, 2012 17:53

    Небольшое уточнение.
    Ученицы воскресной школы, как и девочки вообще, до 12-14 лет могут быть в храме с непокрытой головой. Дети они ‘как бы’ бесполые. Для иллюстрации это можно посмотреть икону великомучениц Веры, Надежды и Любови: они тоже изображены с непокрытой головой.

  • Январь 25, 2013 16:57

    BLAGODAREN ZA KOMENTARII !!!

  • Ноябрь 8, 2013 23:00

    В древности платок для женщины- то-же самое, что сейчас обручальное кольцо. Это не маркёр степени православности, а просто сигнал для окружающих, что она замужем. Далеко не во всех Православных Церквях сохранилась традиция посещать храм только с покрытой головой. Особо умиляет когда благочестивые прихожанки перегораживают путь родителям, чья годовалая дочка смеет приступать к Причастию не в юбке (в зимнем комбинезоне) и в шапочке вместо платка. Всё-таки надо больше уделять внимания состоянию своей души, борьбе со страстями, совершенствовании любви к ближнему, а не длине бороды и юбки.

  • Вера
    Март 30, 2015 5:44

    «Фому» не читаю. Случайно набрела на эту статью. Прочла. Вредная заметка. Чем собственно говоря, пытается хвалиться эта матушка? Тем, что она не заслужила звание «матушка»? Она его не только не заслужила, а она его даже как бы и отвергает, потому, вероятно она даже его и не заслуживает…Что же пыталось сказать православное издание «Фома» публикую здесь эту заметку? Не понятно? Если эта так называемая, матушка, говорит, ну что же я плохая, матушка, пусть так, гордыня просто зашкаливает. Человек заблудился. Но чем гордиться? Заблуждением? В нашей церкви, например, у настоятеля такая матушка, что уже и на воскресные Богослужения не считает нужным ходить. Она просто их игнорирует. При этом дом стоит стена в стену к храму…Про субботние Всенощные уж и не говорю. Наверное эта матушка тоже считает, что она права…Ну подумаешь, не хожу, а чего ходить-то? У мужа священство — работа, пусть он на работу и ходит. А зачем матушке? Ну да, ну да, зачем платок, зачем на службу… И это при том, что храм за границей, куда ходят одни и те же люди, все на виду… Как бы сказала моя бабушка, ни стыда, ни совести…

    • Ангелина. ру
      Апрель 16, 2015 15:04

      Дорогая Вера! Христос Воскресе!!! Давайте постараемся не осуждать других, особенно православных матушек! У них и так Крест тяжелее нашего во много раз! Просто стоит помолиться за эту матушку. И тогда , по Милости Божией она станет посещать храм как можно чаще! А может у неё есть какие — нибудь причины, мы не знаем.Да и Господь нам сказал:»Не судите, да не судимы будете!»

  • Юлия
    Сентябрь 3, 2015 17:57

    Дорогая Вера! Я знала матушку, которая ночи напролёт шила облачения на всех клириков прихода (имея трёх маленьких детей), а утром была просто не в состоянии встать к службе… У другой маленькая дочь просыпалась к 7 вечера, а засыпала в 4 утра, а в 5 вскакивала старшая… жили они без бабушек. У другой двойняшки просыпались ночью КАЖДЫЕ ПОЛЧАСА. Мне самой довелось как-то проболеть вместе с ребёнком весь Великий Пост, аж до Страстной Пятницы, да так, что вообще не вставали… случалось всю ночь просидеть, печатая срочную работу, чтобы семья хоть как-то могла свести концы с концами, — в таких случаях я в 5-6 утра только ложилась отсыпаться, а муж с сыночком шли в храм без меня. Как же все зарятся на чужой венец («недостойная она, вот я бы на её месте…»), но никто не хочет на чужие гвозди!

  • Матфей
    Январь 20, 2016 22:28

    » И БУДУТ ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ, А ПОСЛЕДНИИ ПЕРВЫМИ.»
    ВСЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НАМ ДАНЫ В СВЯТОМ ЕВАНГЕЛИИ.

  • Татьяна
    Март 19, 2016 14:32

    Я бы тоже ни эту ни другую матушку не осуждала. У каждого своя духовная мера. Возможно у супруга-священника эта мера больше, что и подвигло его принять священный сан, а у матушки, возможно, меньше, но они женаты и что же делать? К тому же Иоанн Кронштадтский говорил, что главная обязанность матушки — это помощь своему супругу, чтобы он мог не отвлекаясь на всякие бытовые дела всецело посвятить себя пастве. А где эта помощь ему нужнее — в храме или дома — священнику виднее.

  • Анна
    Ноябрь 18, 2016 10:23

    Кристина, а я вас очень хорошо понимаю…моего супруга только рукоположили в диакона…и у меня уже такое чувство, что супруга потеряла, но доверяя вашему опыту, хочется надеется, что и у меня это чувство пройдет. Если можно, Кристина, можно вашу эл.почту или вот моя — dn_232@mail.ru Если вы не против, мы можем с вами списаться? Было бы очень приятно с вами пообщаться…

  • Ангелина
    Декабрь 7, 2016 13:35

    Здравствуйте, дорогие матушки…. Моего мужа рукоположили три дня назад. И вы как никто меня поймете… я даже чувствую небольшое смятение. На юбки я перешла уже давно, но иногда позволяла себе брюки. Теперь и брюк не хочется. Мой муж просит надеть платок со словами: «Чтобы не дать повода тем, кто ищет повода…» В глубине души понимаю, что хочу носить этот прекрасный головной убор. Сегодня впервые надела ленту в волосы… и уже внимание. (я работаю на мирской работе). Чувствую, что будет бунт со стороны неверующих родителей и еще стопятьсот фактов непонимания и тыканья пальцем со стороны коллег и знакомых. Может, это и есть матушкина проповедь, а заодно женино послушание а?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.