Имя Филипп: апостол, святитель и герой Льва Толстого

Популярность. Она приобретается благодаря целому комплексу факторов и обстоятельств. В социуме, где правит бал телевидение, популярность, в том числе имени, приходит через телевизор.

Да, в это трудно поверить, но еще сложнее опровергнуть. Еще сто лет назад, накануне революции, определяющим в выборе имени ребенку были церковные и семейные традиции. С середины и до конца XX века, накануне наступления эпохи интернета, — то, что мы слышим из радиоприемников и видим на экранах телевизоров. В начале девяностых популярным певцом на просторах Российской Федерации становится Филипп Киркоров. И не только благодаря сильному голосу, яркой внешности, участию в Евровидении и бесчисленным премиям но и, безусловно, дружбе, а потом и супружеству (за венчанием в Иеруалиме следила вся страна) с Аллой Пугачевой. Что и говорить, имя Филипп в девяностые годы на слуху. Не удивлюсь, если многим импонировал этот уверенный в себе и собственном успехе яркий болгарин. И вот что любопытно, именно с началом девяностых неожиданно начинает расти интерес к имени Филипп, достигнув своей вершины в 1997 году. Это старинное имя, которое носил один из двенадцати апостолов, по популярности и сейчас не входит в России ни в десятку, ни даже в тридцатку распространенных мужских имен. Тем не менее, все чаще родители называют своих новорожденных детей Филиппами, не боясь обидных прозвищ и той снисходительности, которые закрепились за этим именем в нашей стране благодаря Ивану Грозному и Льву Толстому.

Имя Филипп: значение

Имя Филипп по своему происхождению греческое и переводится как «любящий лошадей» (оно составлено из двух слов: «φιλέω»- любить и «ἵππος» — лошадь). Быть владельцем лошади в древности было роскошью. Только богатый человек мог позволить себе коня. Поэтому имя Филипп принято также трактовать, как «знатный» и «благородный».  Имя это было весьма популярно еще в древней Греции. Но особенно любимо среди македонских царей, самым знаменитым из которых был Филипп II, отец Александра Македонского. Он царствовал с 359 года до н.э и прославился не только своей воинственностью и энергичностью, но и тем, что подчинил себе Грецию.

Впрочем, популярным среди монархов, царским это имя стало все-таки благодаря апостолу Филиппу, в честь которого называли будущих византийских императоров, а впоследствии и европейских королей. В истории Германии, Испании, Португалии, Франции мы обязательно встретим не менее трех, а то и пяти королей, носивших это имя. От языка к языку в произношении имя Филипп не особенно изменяется: где-то его пишут с одной буквой «п», где-то добавляют на конце гласные и даже согласные. Поэтому у итальянцев это имя звучит как Филиппо, у испанцев — Фелипе, у греков — Филиппос, а у голландцев — просто Филипс.

А что же у нас? На Русь имя пришло вместе с принятием христианства и прочно закрепилось. Не исключено, что этому способствовало упоминание апостола Филиппа во всех четырех Евангелиях, которые можно было услышать в церкви. Более того, в Евангелии от Иоанна, в главе, описывающей Тайную Вечерю, мы слышим голос Филиппа, обращенный к Спасителю (Иоанн 14:8–10). Тем самым апостол становится понятнее, ближе верующему, ищущему и просящему у него заступления перед Богом.

Как бы то ни было, в нашей стране имя Филипп в большей степени было распространено среди духовенства. Филиппом, вошедшим в анналы не только русской церковной истории, но и истории христианских мучеников, был митрополит Московский и всея Руси Филипп II (Колычев).

Святитель Филипп, митрополит Московский и «филькина грамота»

Игумен и строитель Соловецкой обители (при котором монастырь стал промышленным центром Поморья), участник Стоглавого собора, он открыто выступил против Ивана IV Грозного, осуждая опричнину. Впрочем, сперва делал он это кулуарно, в личных беседах с царем. А также в многочисленных письмах, которые, увы, не сохранились до наших дней.

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного

Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного

Иван Грозный, который знал о позиции владыки Филиппа еще при вступлении его на митрополичью кафедру, видимо рассчитывал на подчинение своей воле. Однако, когда митрополит стал буквально «бомбардировать» письмами царя, Иван Грозный в ответ начал выражать ему свое полное презрение. Во-первых, он стал называть митрополита Филькой, а его письма «филькиной грамотой». Это выражение, обозначающее документ не имеющей силы, ничтожный и поддельный, очень скоро стало устойчивым выражением, которое широко употребляется и по сей день. Во-вторых, царь начал провоцировать митрополита на открытый конфликт.

В марте 1568 года в Успенском соборе Кремля митрополит Филипп отказался дать благословение царю и его опричникам, которые явились в шутовских одеждах, напоминающих монашеское облачение. Но при большом стечении народа, в присутствии иностранных послов, он выступил с обличительной речью. Во второй раз, четыре месяца спустя, во время крестного хода в Новодевичьем монастыре, митрополит вновь указал на неподобающий вид опричников. Царь воспринял слова митрополита как личное оскорбление, выразил ему своё презрение и в гневе покинул монастырь. Началась следственная комиссия, призванная изобличить злодеяния опального митрополита. В ноябре 1568 года церковный суд лишил митрополита сана. После богослужения в Успенском соборе опричники сорвали святительское облачение и одели митрополита Филиппа в старое монашеское одеяние. Он был заточен сначала в Богоявленский монастырь, затем в деревянных колодках и железных кандалах препровожден в монастырь Николы Старого, оттуда переведен в Успенский Отрочь монастырь в Твери, где 23 декабря его задушил Малюта Скуратов.

Только в 1591 году по настоятельной просьбе Соловецких насельников мощи митрополита Филиппа были перенесены на Соловки. Здесь вскоре начали записывать чудеса и исцеления, произошедшие от гроба митрополита. Позже было составлено житие и служба, а 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву.

Образ непримиримого и неподкупного, стойкого и верного Богу христианина, которым являлся митрополит Филипп, сохранился в народной памяти. Однако, сохранилось и острое словцо, сорвавшееся с языка Грозного царя. Не исключено, что из-за этой «филькиной грамоты» имя Филипп так и не стало популярным в России. И ещё — из-за были Льва Николаевича Толстого.

«Филиппок» Льва Толстого. История создания

В 1859 году Лев Толстой открыл в Ясной поляне бесплатную школу для крестьянских детей. Из собственных сказок и повестей он составил в 1872 году «Азбуку». Среди прочих в нее вошла быль «Филиппок». Это совершенно невыдуманная история, прототипом героя которой стал Филипп Макаров, сын крестьянина, принадлежавшего графу Толстому. Не только для графских крестьян, но и для многих советских первоклашек эта быль стала, наверное, первым серьезным произведением, прочитанным самостоятельно. Быль, вошедшая в золотую коллекцию отечественной литературы, проиллюстрированная лучшими отечественными художниками, одновременно сформировала и отношение к имени Филипп. Смешной недотепа в отцовской ушанке, который с трудом пробирается по сугробам, улепётывает от деревенских собак и молчит от страха перед школьным учителем. «Бедовый и страсть какой ловкий», который путает буквы в «Богородице, Дева радуйся» на многие десятилетия стал ассоциироваться с красивыми, звучным и благородным именем Филипп.

Но в церковной истории есть и еще один Филипп, о котором часто забывают или попросту путают его с апостолом Филиппом из двенадцати. Это апостол Филипп из семидесяти. Его память Русская Православная Церковь чтит 24 октября.

Житие святого Филиппа, апостола от семидесяти

О детстве апостола Филиппа мало что известно. Он происходил из Кесарии Палестинской. Женился, имел семью и четырех дочерей. За свою благочестивую жизнь он был поставлен апостолами на диаконское служение в Иерусалиме. Вместе с архидиаконом Стефаном он не только был призван проповедовать, но также заботиться о вдовах, сиротах и больных, а также служить при общих христианских трапезах.

Рембрандт. Крещение евнуха. 1626.

Рембрандт. Крещение евнуха. 1626.

Когда начались гонения и был убит святой Стефан, апостол Филипп, как и другие христиане, покинул Иерусалим. Он начал свою проповедь в Самарии и в странах, граничащих с Палестиной. Очень многих обратил в христианство не только своим словом, но и молитвой, по которой исцелялись физические недуги и изгонялись бесы. Одним из тех, кто принял христианство благодаря апостолу Филиппу, был известный в Палестине волхв Симон, прославившийся своим колдовством. Потрясенный чудесами, которые творил молитвой апостол, Симон не только уверовал, но долгое время и всюду сопровождал апостола Филиппа, свидетельствуя о его духовных подвигах. Некоторое время спустя, вернувшись в Иерусалим, диакон Филипп был рукоположен апостолами в сан епископа и отправлен с проповедью в Лидию, где он продолжал крестить и проповедовать. Умер апостол Филипп, дожив до глубокой старости.

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа

глас 4

Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.

На анонсе — святой апостол Филипп. Фреска в Каппадокии.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.