10 июля Православная Церковь вспоминает одного из самых известных святых — преподобного Амвросия Оптинского. Этому редкому имени, а также небесному покровителю преподобного Амвросия — святителю Амвросию Медиоланскому посвящен текст в рубрике «Значение имени».
Значение имени Амвросий
В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам.
Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий.
Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «ἀμβροσία», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «Ἀμβρόσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «Ἀμβρόσιος» значит «бессмертный, неумирающий».
Безусловно, самым известным святым с именем Амвросий является епископ Амвросий Медиоланский. Церковь вспоминает его 20 декабря. Другим святым, носившем имя Амвросий был преподобный Амвросий Оптинский, перенесение честных мощей которого церковь празднует 10 июля.
Святитель Амвросий Медиоланский
С раннего детства, а родился Амвросий в 340 году в семье римского наместника Галии, его жизнь была наполнена чудесными событиями. Наверняка окружающим они казались даже пугающими, но как показывает история, цепь невероятных обстоятельств и случайностей дала миру одного из выдающихся религиозных мыслителей и проповедников. Чего стоит история, когда лицо младенца Амвросия, как покрывалом покрыли пчелы. Не причинив ребенку вреда, они улетели. Но согласно житию, пчелы оставили на его языке мед. Амвросий рано осиротел. Вместе с братом он переселился в Рим, где получил юридическое образование. Был адвокатом. В 370 году занял должность консульского префекта северной Италии (Лигурии и Эмилии) с резиденцией в Медиолане (нынешнем Милане). Иначе говоря, в тридцать лет он стал уже наместником римского императора в одном из важнейших регионов страны. Следующая чудесная случайность произошла четырьмя годами позже.
В Медиолане скончался епископ Авксентий. Между православными и арианами возник спор о том, чей претендент займет кафедру. Спор был не просто жарким, он был кровопролитным. Более сотни человек погибло в этих «разборках». Амвросий, отличавшийся не только твердостью в исполнении буквы закона, но прославившийся справедливостью своих решений, был приглашен арбитром. Не успел Амвросий войти в церковь, где проходили дебаты, как все стоявшие услышали детский голос трижды прокричавший: «Амвросий — епископ». Сочтя произошедшее знаком, собравшиеся немедленно объявили, что кафедру займет Амвросий. Но оказалось, что он даже не крещен!
Впрочем, Амвросий почти не сопротивлялся, так как уже был оглашенным, то есть готовился принять крещение. Произошедшее заставило его поторопиться. Он принял крещение, через неделю был рукоположен в епископа. Все свое имущество Амвросий передал Церкви. А свои мысли углубил в Священное Писание.
Как епископ он был тверд в вере, решителен в отстаивании церковных догматов и, несмотря на аскетический образ жизни, невероятно жизнерадостен. Его авторитет был так значителен, что когда он отказался предоставить стороннице арианства императрице Юстине базилику Медиолана для служб, она это приняла. По его требованию из зала сената в Риме вынесли алтарь Победы. Ранее сенаторы приносили клятвы во время заседаний. Для христиан это было неприемлемо, и святой убедил императора Грациана убрать языческий жертвенник. К святому прислушивались.
Его проповеди оказывали влияние не только на простых граждан. Его мнение было важно римским императорам, персидским мудрецам и даже правителям соседних стран. Так Фритигильда, царица одного из германских племен, благодаря переписке со святым Амвросием, не только сама приняла христианство, но и обратила собственный народ.
И все-таки Амвросий Медиоланский не был простым проповедником. Святителю Амвросию было важно определить и закрепить статус христианства в стране. По сути он был первым епископом, который сказал, что служение священника важнее и выше императорского, что Рим и есть Церковь. Он настойчиво вел борьбу с языческими ценностями и традициями, апогеем которой стал спор об алтаре Победы. Вынесенный из Сената жертвенник многим не давал покоя. В особенности римскому префекту Симмаху, который требовал от императора Валентина II восстановить алтарь предков, как старинный обычай, через который Рим обрел славу. В свою очередь епископ Амвросий убеждал императора, что именно император служит всемогущему и истинному Богу и призван защищать и сохранять эту веру. В 384 году решение было принято окончательно, Симмах признал свое поражение. Но только при императоре Феодосии, в 392 году, язычество окончательно было объявлено вне закона, всякое жертвоприношение расценивалось как оскорбление императора.
Кстати, Симмаха и Амвросия связывала дружба, основанная на взаимоуважении. Однажды Симмах даже прислал к святителю своего ученика, молодого юношу. Красноречивые проповеди вскоре убедили юношу креститься. Так через слово святителя Амвросия, мир обрел еще одного богослова — блаженного Августина. Именно он был тем посланником Симмаха.
Святитель Амвросий вообще был яркой харизматичной личностью, талантливым богословом, который простым языком изложил Символ веры, учение о Святой Троице, о Таинствах. Он оставил подробные наставления священникам по ведению церковной службы. А также коснулся в своих трудах и нравственных вопросов писал «о девах», «о вдовах». Он провел реформы церковного пения, например, ввел хоровое (антифонное) пение на восточный манер. Это позволяло прихожанам не только наслаждаться красотой исполнения музыки, но и принимать участие в ее исполнении. А в 386 году им была составлена хвалебная песнь «Тебе, Бога, хвалим», которая не только вошла в круг православного богослужения, но и исполняется по сей день.
Скончался святитель Амвросий в возрасте 57 лет. Он был погребен в Медиолане, в усыпальнице построенного им храма. Спустя четыреста лет, в 824 году архиепископ Ангельберт II торжественно перенес мощи в порфировый саркофаг. Этот саркофаг был обретен спустя еще тысячу лет.
Преподобный Амвросий Оптинский
Через полтора тысячелетия после кончины святителя Амвросия Медиоланского, в другой, куда более северной стране родился мальчик. Его дед был священником, а отец -пономарем. Когда мальчик подрос, то пошел учиться в Тамбовское духовное училище, которое окончил с отличием, а затем решил поступить в семинарию. Но вскоре он сильно заболел. Тогда- то Александр Гренков дал обет, что в случае выздоровления уйдет в монастырь. Свой обет он исполнил не сразу, а лишь через четыре года, когда в Троице-Сергиевой лавре он побеседовал с затворником Иларионом. Он принял монашеский постриг в Введенской Оптиной пустыни с именем Амвросий.
В скромном юноше, знавшем пять языков, но смиренно подвизавшемся в посте и молитве, преподобный Лев, насельников Оптиной, прозорливо угадал великого человека. Отец Амвросий не стал епископом, не вел богословских споров на самом высоком уровне, но влияние его на духовную жизнь Российской империи тем не менее было значительным. Из-за болезней, которые одолевали его, он был выведен за штат и уже в возрасте 36-ти лет пострижен в схиму. Несмотря на болезнь, по благословению преподобного Макария Оптинского, он переводил святоотеческую литературу и учился умной молитве. Как говорит житие, преподобный Макарий готовил себе достойную смену, привлекая ученика к исповеди своих духовных чад.
С 1860 года, когда преподобный Макарий преставился, отец Амвросий начал принимать бесчисленное число посетителей. Его день начинался в 4 утра. После утреннего правила он начинал прием посетителей с перерывами на молитву и скудную пищу, вплоть до полуночи. Он стал первым старцем, который стал беседовать с женщинами, основал близ Оптиной Шамординский женский монастырь, в который брал в том числе больных и неимущих женщин.
Преподобный Амвросий отличался даром прозорливости и чудотворения. Многих исцелил, еще большее число утешил в скорбях.
Он умер в октябре 1891 года. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых.
Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому, глас 5
Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Амвросию Оптинскому, глас 2
Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь святителю Амвросию Медиоланскому, глас 4
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, // спастися душам нашим.
Кондак святителю Амвросию Медиоланскому, глас 3
Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, // Христа Бога моли, спастися душам нашим.