Идущие под Богом (фоторепортаж)

Паломники глазами фотографа Екатерины Соловьевой

Крестный ход… Многодневный, изматывающий. Бездорожье, брошенные деревни, короткие привалы и снова километры пути. Идут малые и старые, навьюченные вещами. Стоят на службах и молебнах в разрушенных храмах. Они идут вместе, но каждый — наедине с Богом. В дороге каждый из них говорит с Ним, одновременно присутствуя и отсутствуя для своих попутчиков.

Эмоции паломников: их слезы, радость, молитвенная сосредоточенность… Их состояния: усталость, сон, эйфория, очищение — все это несколько лет я впитывала из серий любимых русских фотографов: Владимира Семина, Алексея Мякишева, Эмиля Гатауллина. Казалось, что взяться самой за тему паломничества не по силам: не хотелось быть сторонним наблюдателем или брести вслед за верующими в «пуле» фотографов.

Большой Бежецкий крестный ход

Большой Бежецкий крестный ход

Так я себя «успокаивала» несколько лет. А летом 2012 года поехала снимать Большой Бежецкий крестный ход, что проходит в июле в Тверской области, а начинается в селе Труженик, по соседству с моей родной деревней. Я ощущала причастность к этому великому для всей окрестности событию и давно мечтала запечатлеть его на пленку. Я расскажу о нем и еще о двух паломничествах, которые я  снимаю и буду продолжать снимать.

В селе Брейтово Ярославской области 6 и 7 июля всегда многолюдно: больше тысячи паломников приезжают каждый год почтить память затопленных деревень и города Мологи, находившегося в 50 километрах от села, стоящего ныне на берегу огромного Рыбинского водохранилища.

1. Мологские стояния в Брейтове

Из истории

Мологские стояния возникли в 2010 году как продолжение Леушинских стояний в поселке Мякса Вологодской области и духовно составляют с ними одно целое, поскольку трагедию Рыбинского водохранилища не разделить на области и уезды. 7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи — престольный праздник Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища. Примечательно, что в Брейтове тоже был затоплен Иоанно-Предтеченский храм. Село когда-то входило в состав Мологского уезда, две трети территории которого тоже ушли под воду.

Мологские стояния в Брейтове. Крещение на берегу Рыбинского водохранилища

Мологские стояния в Брейтове. Крещение на берегу Рыбинского водохранилища

 Протоиерей Анатолий Денисов  и его новокрещеная прихожанка

Протоиерей Анатолий Денисов и его новокрещеная прихожанка

***

Протоиерей Анатолий Денисов, служащий в селах Брейтово и Прозорово, прилагает огромные усилия, чтобы память о Мологском крае жила. Он мечтает об осушении хотя бы части водохранилища. Когда спадает вода, он берет лодку и плывет на ней служить молебен на обнажающуюся булыжную мостовую Мологи. С болью говорит он и о затопленной исторической части некогда большого и красивого села Брейтово, издавна известного своим ткачеством. На месте старых улиц, у самой кромки воды теперь стоит часовня Николая Чудотворца, у которой и проходят каждый год молитвенные стояния.
Отец Анатолий приехал служить в эти места в 1999 году: «Долгое время здесь ни одного священника на всю округу не было. Недавно только двух батюшек прислали. Первый год мы жили в Сутках — это деревня такая. Покрасили колокольню, привели в порядок храм. Потом в Прозорово переехали. В храме тогда пекарня была.
Потихоньку-помаленьку навели порядок. Шесть лет строили деревянный храм «Всех Скорбящих Радость» в Брейтове — и за шесть часов он сгорел. Теперь каменный строим. Иоанно-Предтеченский. Это будет первый монументальный каменный храм в селе за всю его четырехсотлетнюю историю».

***

В 1930-1940-х годах при создании Рыбинского водохранилища было затоплено 700 сел и деревень, более ста храмов, 4 монастыря. 130 тысяч человек лишились своей родины ради электрификации Москвы и Московской области. Большая часть людей была переселена в Рыбинск.
Многие разделяют мечты отца Анатолия об осушении Рыбинского водохранилища. Но местные чиновники не видят в нем смысла: плодородный слой все равно смыт, природа и микроклимат бесповоротно изменились, а вокруг на суше и так много заброшенных храмов, до которых никому нет дела…

***

Каждый год на Мологские стояния приезжают верующие  из разных городов России

Каждый год на Мологские стояния приезжают верующие из разных городов России

О. Анатолий готовится  к проведению таинства Крещения

О. Анатолий готовится к проведению таинства Крещения

Чудотворный источник  на реке Сить

Чудотворный источник на реке Сить

2. Большой Бежецкий крестный ход

Из истории
История возникновения Большого Бежецкого крестного хода уходит корнями в XVII век. В 1654 году в Бежецком краю началась эпидемия моровой язвы. Жители округи пришли в Николо-Теребенскую обитель, взяли чудотворный образ святителя Николая и прибыли с ним по Мологе в Бежецкий Верх. Икону с великими почестями встретили в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае пошла на спад.
В благодарность Богу и святителю Николаю православные три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. С тех пор и возникло это название — Большой Бежецкий крестный ход.
По преданию, холера ещё неоднократно вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, непременную принадлежность этого хода составляло особое судно — большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а оттуда, в свою очередь, его носили по окрестностям. Таким образом святая икона шествовала с великим торжеством и по земле, и по воде. С 2 по 12 июля, день и ночь, крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принять у себя икону. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города.

Вынос чудотворной иконы Святителя Николая из врат храма Николо-Теребенского монастыря

Вынос чудотворной иконы Святителя Николая из врат храма Николо-Теребенского монастыря

Водная часть пути Большого Бежецкого крестного хода проходит по реке Мологе

Водная часть пути Большого Бежецкого крестного хода проходит по реке Мологе

***

Начинается ход на праздник Владимирской иконы Божией Матери. На литургию в этот день собирается не только все село, автобусами приезжают паломники из Максатихи, Бежецка, Красного Холма. Кульминация — вынос чудотворных икон святителя Николая и Пресвятой Богородицы из Николо-Теребенского монастыря. Много лет из-за обмелевшей Мологи не получалось отправить иконы в Бежецк старинным водным путем. Но весной 2013 года река напиталась дождями, и 6 июля 2013 года по Мологе пустились в путь два катамарана с древними образами, украшенными цветами.
Трудно описать праздничное воодушевление и подъем, когда под звон колоколов процессия двинулась от монастыря к берегу реки. Было жарко, женщины зонтами заслоняли мужчин, несущих образа, от палящего солнца. Подростки, прихожане храма Всех Святых в Максатихе, под предводительством настоятеля протоиерея Виталия Мартынюка тем временем проверяли готовность катамаранов к плаванию.
Во всем этом я ощутила те самые сплоченность и единство, о которых говорят, что их так не хватает людям в провинции и в больших городах. Зрелище завораживало всех, кому довелось его наблюдать. Кто-то удивлялся, кто-то махал руками и бежал по отмелям вслед, кто-то склонял голову и крестился, понимая, что на его глазах происходит историческое событие. А мы, пассажиры, и вовсе находились в эйфории: ветер, волны, природа, любимая река, чудотворные иконы и древний возрожденный крестный ход по воде.

***

 3. Иринарховский крестный ход

Мы прибыли в Давыдово аккурат к приходу в село Иринарховского крестного хода. Здесь паломников встречают всегда широко: домашними молоком, квасом, творогом и пирогами. Начинают звонить в колокола чуть ли не за час до появления шествия. Ждут, и все равно процессия «выныривает» в село неожиданно — с боковой проселочной дорожки, ведущей от села Зубарево.
К моменту прихода в Давыдово позади уже основная часть пути — два десятка сел, отслужены молебны и литургии в разрушенных и восстановленных храмах. Впереди — конечная точка маршрута — село Кондаково и колодчик преподобного Иринарха.
Полторы тысячи крестоходцев рассыпаются по селу, небольшими компаниями усаживаются на траве для отдыха. Первое, что бросается в глаза, — очень много молодежи и детей. В их чистые светлые смеющиеся лица не устаешь всматриваться. Везде улыбки, чувствуется, что усталость от перехода в радость паломникам. Рядом с давыдовским храмом Владимирской иконы Божией Матери очередь из желающих приложиться к чудотворным веригам преподобного Иринарха, а в самом храме идет молебен.

Паломники на привале у храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово

Паломники на привале у храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово

Из истории
Святой подвижник Иринарх подвизался в Борисоглебском монастыре (что под Ростовом Великим) в XVI–XVII столетиях. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать святой провел в затворе и неустанно молился о Руси в годы Смутного времени. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход под Москву воеводы Минин и Пожарский.
В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха Затворника. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисоглебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника преодолевали за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция.
В 1998 году по благословению владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, эта нарушенная революцией традиция была возобновлена.

Иринарховский крестный ход на последнем этапе пути — к селу Кондаково

Иринарховский крестный ход на последнем этапе пути — к селу Кондаково

***

За эти пятнадцать лет Иринарховский ход стал не просто паломничеством, а еще и местом встречи близких по духу людей. Паломники приезжают из Рыбинска, Ростова, Ярославля, Углича, Москвы, Питера и других городов.
Крестный ход организован очень продуманно. Полевые кухни следуют за паломниками по маршруту, поэтому сытные обед и ужин всегда обеспечены участникам. Тяжелые рюкзаки можно сдать в машину сопровождения и идти налегке. А если устал или, не дай Бог, подвернул или натер сильно ноги, — окажут помощь медики в карете скорой помощи и довезут до очередной остановки.
В селе Кондаково, в еще не восстановленном храме Рождества Христова в последний день хода служили Литургию. Люди стояли на улице, в высокой траве. Дети притихли. Хор пел Трисвятое. Я всмотрелась в лица. Люди плакали.

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • р.б. Фотиния
    Октябрь 31, 2014 11:02

    Спасибо большое за интересный рассказ, сама мечтаю совершить паломничество, надеюсь Бог сподобит. Отдельное спасибо редакции сайта за труд.

  • Тамара
    Сентябрь 22, 2015 16:09

    Мы очень хотели бы связатся с Екатериной Соловьевой по иконе Божией Матери Теребенской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.