Я работаю гидом в Германии. Рассказываю русским туристам и паломникам о ее христианских святынях, замках, городах. Что я мог бы рассказать о Дармштадте? Пожалуй, ничего.  Этот город, смертельно раненный во время Второй мировой войны, вызывал лишь уныние и скорбь о невосполнимой потере.

Cкучные улицы — быстрая застройка пятидесятых, хмурые площади, изрезанные трамвайными путями, и тщательно скрываемое бесславное нацистское прошлое.
Столица югендстиля (немецкое название стиля модерн — Ред.)? Возможно, когда-то, но сегодня это лишь фотографии 1944 года с обгоревшими скелетами зданий или иллюстрации в журнале «Die Jugend» конца XIX века. Правда, есть холм Матильды, колония художников и свадебная башня — шедевр того самого ­ар-нуво, «нового искусства», чей громкий титул так и остался для меня загадкой.
Пожалуй, лишь одно место в столице Великих герцогов Гессен-Дармштадтских притягивало — старый дворец. Будто огромный седой паук, упершись своими лапами в землю и опустив голову, он выдержал все вихри и бури ХХ века и остался совсем один в этом некогда столичном городе. Несмотря на то, что в залах дворца сегодня — аудитории Дармштадтского университета, он остается мрачным и покинутым, и даже студенты с каким-то странным молчанием вливаются в крепостные ворота, проскальзывая тенями по израненным граффити проходам, и исчезают в университетских библиотеках.

Для меня, как и для любого экскурсовода, каждый город — это сцена, на которой должна разыгрываться пьеса, оживать история. До ноября этого года сцена Дармштадта была пустынна, декорации ветхи и скучны, а сюжет — изломан и не окончен. Но месяц назад все изменилось. Здесь прошли «Елисаветинские дни», приуроченные к 150-летию со дня рождения преподобномученицы Елисаветы. История ее, которая, к великому моему стыду, была мне почти неизвестна и, более того, безразлична, невероятным образом воскресила Город...

Внезапно вместо серого здания парковки у не менее скучного городского театра я различил силуэт дворца, построенного Алисой Британской. В нем свое печальное детство провела Элла, будущая великая княгиня, чья жизнь началась в протестантском Дармштадте, а житие окончилось — в большевистской России.

Дармштадт обрел своих главных героев. И свою печальную пьесу.
На площади Каролины, напротив мрачного дворца ландграфов Рейнских, в ныне восстановленном здании старого театра, Элла, Аликс, Ники, Сергей и Эрни (будущие Елизавета Федоровна, императрица Александра Федоровна, император Николай II, великий князь Сергей Александрович, великий князь Эрнст Людвиг Гессенский — брат Елизаветы и Александры. — Ред.) разыгрывали произведения Шиллера и Гёте. Где-то в коридорах театра князь Сергей объяснялся Элле в любви. Великий князь был вспыльчив и часто возмущался тем или иным поступком Эллы, ее брата или сестры, на что всегда спокойная Елизавета неизменно отвечала: «Que ce soit bon, Serge» — «Будь хорошим, Серж». Удивительно, что только все вместе и только здесь, в Дармштадте, они были Эллой, Аликс, Ники, Сергеем и Эрни. За пределами этой тихой гавани они становились Императорами, Великими Герцогами, Императрицами, Великими князьями... Дети заката старого мира. Теперь, гуляя по улицам Дармштадта, по тропинкам парка Херренгартен, я ощущаю вдохновенную и печальную историю перекрестка великих династий Европы. Вот дорога, которая уходит ко дворцу Хайлигенберг, чертогу Баттенбергов — боковой ветви Дармштадтского дома (ныне — дом Маунтбэттен), в их замках некогда любил останавливаться Александр II.
Вот трамвай, который идет в Кранихштайн — охотничий дворец и летнюю резиденцию Гессенов. Именно там провели свое первое совместное лето после свадьбы в Осборне великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV и Алиса: британская принцесса не хотела жить в старом дворце Дармштадта и ждала помощи в этом деле от своей матери — властительницы величайшей империи в истории, королевы Виктории. Именно на ее средства и был позднее возведен новый дворец.
Осенью молодая чета вернулась в Дармштадт, в резиденцию на углу улиц Вильгельмины и Анны. Скромный барочный особняк чудом уцелел во время бомбежки 1944 года и сегодня стал владением страховой компании, а между тем именно в нем 1 ноября 1864 года родилась Элла — великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, преподобномученица.
Все герои этой пьесы — герои трагедии старого мира. Они оказались на гребне расколовшегося ледника, со страшной силой обрушившегося на мир с вершины тысячелетий. Великий князь Сергей убит террористом. Аликс — Александра Федоровна — и Ники — Николай II — убиты в Ипатьевском доме. Елизавета Федоровна сброшена в шахту в Алапаевске и умерла с молитвой на устах.
Эрни — Эрнст Людвиг — в 1918 году лишился герцогства, дожил до 1937 года и умер после инсульта. Через день после его похорон вся Гессен-Дармштадсткая семья — его вдова, сын со своей беременной женой и двумя детьми — погибла в авиакатастрофе в бельгийском Остенде...
Династия прервалась, наверное, промыслительно, не увидев ужасов фашизма.
Занавес.
Я зачастую не всматриваюсь в города, в которые стоило бы всмотреться — это мое «проклятие». Счастье же заключается в том, что благодаря Елиcаветинским дням я наконец-то увидел Дармштадт. И более того — снова ощутил себя частью Русского мира. Ведь этот мир есть не только и не столько геополитическое образование. Русский мир — это те духовные нити, которые питают каждого, в чьей первой азбуке второй по счету буквой была буква «Б».

Михаил Досковский, сотрудник
православного паломнического центра апостола Фомы в Европе, Трир, Германия.

О великой княгине Елизавете Федоровне и ее муже Сергее Александровиче читайте в материалах:

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА

ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА: ЖИЗНЬ КАК «ДОРОГА, ПОЛНАЯ СВЕТА»

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ: ЖИЗНЬ ИЗНУТРИ

7 святынь, связанных с именами Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых

0
0
Сохранить
Поделиться: