Церковь в 1812 году: главный призыв — защитить Родину

В последнее время достаточно много говорят о роли и участии Русской Православной Церкви в Первой Мировой и Великой Отечественной войнах. В то же время тема духовного подвига Церкви в Отечественной войне 1812 года, наверное, известна меньше. О том, какой вклад Церковь внесла в победу России над войсками Наполеона мы спросили кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Российской Истории РАН Любовь Владимировну Мельникову, автора книг «Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года» и «Армия и Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн».


— Стоит сразу отметить, что в Отечественной войне 1812 года Русская Православная Церковь сыграла очень значительную роль, причем как духовную, так и практическую. Во-первых, священнослужители направляли русское общество на сплочение и организацию отпора врагу. Военное духовенство укрепляло моральный дух регулярной армии, а приходское активно участвовало в движении сопротивления на оккупированной французами территории. Во-вторых, духовенство вложило немало средств в организацию народного ополчения (2405076 руб. 60 коп. ассигнациями, 27214 руб. 88 коп. серебром, 556 руб. золотом, 3388 руб. 10 коп. медью; 60 пудов 27,5 фунтов 67,5 золотников серебра и 10 фунтов 18,5 золотников золота в изделиях и слитках) и приложило немало сил к сохранению церковных ценностей, многие из которых являлись народными святынями и культурным достоянием страны. Однако главным делом духовенства стала антинаполеоновская церковная проповедь, в ходе которой священники объясняли народу справедливый, освободительный, священный характер войны, старались поддержать в людях религиозно-патриотическое настроение и чувство национального единства.

Что касается частностей, то в церковной проповеди главный упор делался на защите веры и родины в целом. Вообще, для русских людей ХIХ века эти понятия были неразделимы. Это вытекало, прежде всего, из того положения, которое занимала в Российской империи Русская Православная Церковь. Ведь православие являлось духовно-нравственной основой нашего государства и во многом определяло мировоззрение русского народа. Православная Церковь, путем обряда коронования и миропомазания вступающего на престол императора, освящала самодержавную власть, придавая ей сакральный смысл. В народном сознании монарх всегда был Помазанником Божиим, и поэтому сами понятия веры, царя и Отечества были тесно связаны между собой.

Все вместе это имело, конечно же, огромное значение. Ведь Отечественная война 1812 года была не только военно-политическим столкновением государств, но также конфликтом двух цивилизаций и имела ярко выраженный религиозный колорит. Многие современники относились к происходившим событиям как противостоянию православной, дворянско-монархической России и «безбожной», «дехристианизированной» в результате революционных потрясений Франции. Великая армия, покрывшая кровью половину Европы, грабившая и осквернявшая русские православные храмы, воспринималась многими в России и в Европе как своеобразная темная сила, а ее предводитель сравнивался с Антихристом. Поэтому вера в Бога, Который помогает правым, стала одной из главных причин победы в этой войне.

Если говорить о популярности этой темы в XX веке, то стоит признать, что в советское время, когда в стране господствовала идеология исторического материализма и атеизма, она действительно замалчивалась. Но сейчас ситуация совсем иная. В связи с 200-летним юбилеем войны 1812 года интерес к событиям того времени возрос. Это касается не только военных действий, но и духовной составляющей войны, и в частности – участия в борьбе с наполеоновской Францией православного духовенства.

Milov Sergey МИЛОВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Корреспондент
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.