Отец Николай был человеком веселым и легким. В начале 1920-х годов он служил в храме в мордовском селе Коноклейки. Однажды отец Николай шел по селу вместе с сыном. Стоящая на улице группа молодежи, увидев священника, стала весело и громко скандировать: «У попа-то рукава-то — ба-тюш-ки!» На что отец Николай ответил незамедлительно: «У ворот-то дураков-то — ма-туш-ки!» Услышав ответ священника, молодежь одобрительно загудела. В те годы в глухих селах и деревнях еще сохранялось благочестие, служились молебны и устраивались крестные ходы в тех случаях, когда требовалась помощь Божия, — во время засухи, при падеже скота, когда выгоняли первый раз после зимы скот на пастбище. Атеизм, если и проявлялся среди простого народа, в основном молодежи, то был еще беззлобным.

* * *
Священномученик Николай родился в 1877 году в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них — диаконами: Константин Розов, известный патриарший архидиакон, и Михаил Розов, принявший сан в 1930-х годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.

Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двумя церковноприходскими школами и преподавателем Закона Божия в земской школе. В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. В 1904 году диакон Николай был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда; здесь он был законоучителем и заведующим двумя церковноприходскими школами — в селах Барышская Слобода и Ольховка.

Братья  Николай (слева) и Константин Розовы с матерью
Братья Николай (слева) и Константин Розовы с матерью

В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию. Окончив академию в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Еленинском институте.

Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил: это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда к священнику приходили гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости.

В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал: «Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России, нигде не встречая преград своему разрушительному действию. Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебываясь в море водки, русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..»

С 1925 по 1931 год отец Николай служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея. С 1932 года он стал служить в Никольском храме на Охтинском кладбище. В 1935 году протоиерей Николай был награжден митрой.

Rozov

В 1935 году власти произвели многочисленные аресты среди духовенства города, был арестован и отец Николай Розов. На допросах он не признал себя виновным, и следователь в обвинительном заключении написал: «Розов является исключительно антисоветским типом, открыто проявляет свое враждебное отношение к советской власти, группирует монашеский элемент и ведет антисоветскую агитацию. На допросе же это отрицает, хотя и показывает, что за антисоветскую деятельность был выслан целый ряд его сослуживцев. Считает высылку своих сослуживцев незаслуженной и очень о них сожалеет».

28 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР постановило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу вместе с женой.

После его высылки настоятелем Николь­ского храма на Охтинском кладбище был назначен священник Феодор Боголюбов, он регулярно стал отделять часть церковных доходов высланным членам причта храма и их семьям. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из храма деньги отдавал детям.

В связи с принятым в 1937 году советским правительством решением о массовых репрессиях, по всей стране были арестованы священники, находящиеся на свободе, в ссылках и в заключении. 9 декабря была выписана справка на арест протоиерея Николая; в ней говорилось, что будто бы он «проводит контрреволюционную фашистскую пропаганду. Распространяет провокационные слухи о войне и поражении Советского Союза. За активную контрреволюционную агитацию Розов подлежит аресту с содержанием под стражей на время следствия в уфимской тюрьме по первой категории». 12 декабря 1937 года священник был арестован и заключен в тюрьму.

— Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы себя виновным в этом? — спросил его следователь.

— Виновным себя не признаю, контрреволюционной деятельностью я не занимался, — ответил отец Николай.

— Вы лжете, следствие располагает данными, что вы систематически среди населения вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи. Предлагаем вам давать откровенные показания о своей контрреволюционной деятельности.

— После того как я был выслан из Ленинграда, я говорил: «Меня выслали без причины, не было никакого основания для того, чтобы выслать меня. Кроме того, еще и обманули, говоря, что в Уфе вы будете жить совершенно вольно, а здесь обязали явкой через каждые десять дней в НКВД». Высылку меня из Ленинграда я считал и считаю неправильной, и по этому вопросу я высказывал свое недовольство.

— Следствие располагает данными, что вы систематически среди населения распространяли провокационные слухи о том, что советская власть подвергает репрессиям совершенно невинных людей и делает из них врагов. Подтверждаете ли вы это?

— Провокационных слухов среди населения я никогда не распространял.

— Известно, что вы систематически вели среди населения контрреволюционную фашистскую агитацию и восхваляли Гитлера. Признаете ли вы себя виновным в этом?

— Виновным себя не признаю, агитацию я не вел и Гитлера не восхвалял.

— Следствию известно, что вы вели агитацию среди населения города Уфы за усиление сергиевского церковного течения как самого контрреволюционного течения. Признаете ли вы себя виновным в этом?

— Агитацию за усиление сергиевского церковного течения среди населения не вел, но, возможно, иногда высказывался за усиление сергиевского течения, так как считал и считаю его самым правильным течением по сравнению с другими церковными течениями (автокефальным и обновленческим).

13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

0
0
Сохранить
Поделиться: