4to4itat137_1О. П. Клюкина. Святые в истории. Жития святых в новом формате. I–III века
М.: Никея, 2014. — 304 с.

Этой книгой «Никея» открывает серию изданий, в каждом из которых через судьбы девяти наиболее значимых святых будут раскрываться важнейшие моменты истории Церкви. Первая посвящена этапу ее становления (I–III векам), эпохе гонений на христиан.
Жизнь святых вписана в исторический контекст, поэтому в книге много любопытных фактов, достоверность которых подтверждается серьезными научными трудами, которые проштудировала Ольга Клюкина, работая над книгой. Мало кто знает, например, какие обстоятельства предшествовали написанию апостолом Иоанном Апокалипсиса и Евангелия и почему на некоторых иконах его изображают с поднесенным к губам пальцем: «Тсс, тише…» Или почему Савл вдруг начал именовать себя Павлом…
Перед нами разноцветная мозаика ярких исторических, бытовых, культурологических деталей, а в центре — достоверные и объемные образы святых. Большой плюс книги — лаконичность. Солидные агиографические труды для большинства читателей неподъемны, а здесь — необременительное чтение. Приятное (увлекательная и напряженная сюжетность) с полезным (информативность и познавательность).

Наталья Богатырёва

4to4itat137_2М. Н. Эпштейн. Отцовство.Роман-дневник. М.: Никея, 2014. — 320 с.

Тем, кто ждет практических советов по воспитанию или просто развлекательного чтения с милыми зарисовками «из жизни младенца» и трогательным цитированием детского лепета,  придется отложить эту книгу. Милые зарисовки здесь тоже встречаются, но вообще это мощное погружение в глубины философии. Сам Михаил Эпштейн, известный интеллектуал, философ, литературовед и эссеист, определил жанр своей книги как «мифологический» и «теологический» роман-дневник новоиспеченного отца.
Автор признается, что у него перепутались воспоминания о четырех младенчествах, но именно рождение первого ребенка дало мощный импульс к осмыслению себя в этом мире, ощущение глубинной связи прошлого и будущего, жизни и смерти.
«Рождая и постигая новорожденное во всей его поражающей новизне, отец сам обнаруживает в себе образ предвечного Отца — и обновляется по этому образу вместе со своим творением, — говорит М. Эпштейн и добавляет: — Я бы так определил родительство: искусство примирения с собой». А еще — открытие простой истины: чем больше любовь, тем больше вина. И чем больше вина, тем больше любовь. Кто любит, тот поймет.

Наталья Богатырёва

4to4itat137_3Terra Sacralis (сборник).Луганск: Шико, 2014. — 500 с.

Это необычная фантастика. Во-первых, так называемая «сакральная», то есть касающаяся духовного мира, мистики — и не только в качестве антуража, но и в смысловом отношении. Во-вторых, историческая — события составляющих сборник рассказов и повестей происходят в прошлом. Древний Вавилон, средневековая Франция, Московская Русь, Америка начала XIX века. Такое сочетание — интерес к духовному измерению жизни, реализованный в формате исторической прозы, — явление для нашей литературы не то чтобы совершенно новое, но уж явно нечастое.
Большинство произведений, входящих в этот сборник, написаны с христианских позиций. Авторы, вводя в повествование мистику, не просто развлекают читателя, а пытаются говорить о действительно важных вещах. К примеру, менестрель Йоран, герой повести Анны Ветлугиной «По ту сторону древа», стремится совместить в своей душе жажду творчества и веру в Бога, преодолевает естественные для всякого художника соблазны. Но большинство других произведений затрагивают более традиционную и, увы, не устаревающую тему: опасность заигрывания с бесами. Здесь в художественном отношении ярко выделяется повесть Натальи Иртениной «Чудское городище».
В общем — достойный сборник, читать надо!

Виталий Каплан

4to4itat137_4Михаил Пегов. На чаше весов. Художник Александр Яковлев. М.: Издательский дом «Фома», 2014. — 24 с. — (Настя и Никита)

Новая познавательная книжка Михаила Пегова (автора книг «Семь раз отмерь!», «Знаменитые самолеты», «Почта…» и др.) рассказывает о весах. Об их важной роли в жизни человека, о том, как они появились и служили людям на протяжении тысячелетий.
Поначалу человек всё взвешивал с помощью собственных рук, потом были изобретены древнейшие приспособления — рычажные весы, весы-безмен. В XVII веке в Европе придумали пружинные весы, а с XVIII столетия существуют багажные, крановые, медицинские, торговые весы с печатающим аппаратом… Платформенные весы взвешивают грузы больших размеров. Много внимания уделено в книге тому, какие меры веса существуют сегодня и какими люди пользовались тысячи лет назад. Особый разговор идет о русских мерах веса и весах, которые были в ходу у наших соотечественников. И конечно, идет речь о современных электронных весах, которые применяются везде.
Как считает автор, «весы, как и все другие механизмы, придуманные человеком, никогда не перестанут развиваться, улучшаться и удивлять нас».

Ольга Гурболикова

4to4itat137_5Р. Дж. Паласио. Чудо. Перевод  с английского Анны Красниковой. М.: Розовый жираф, 2013. — 432 с. — (Вот это книга!).

Главный герой книги — десятилетний Август. В  результате генетического заболевания он родился с диагнозом «челюстно-лицевой дизостоз» (желающие узнать, как это выглядит, могут погуглить — при условии крепкой нервной системы). Август привык, что при его появлении дети с криком разбегаются из песочницы, а взрослые застывают в ужасе. Он уже не вздрагивает от горя, слыша за спиной, а то и в глаза: «урод», «монстр», «ящер», «орк». Он не по годам умен, ироничен, остроумен и великодушен. К тому же у него потрясающие, мудрые и любящие родители, любимая старшая сестра и преданная собака. Которой вообще все равно, какое у него лицо.
Но рано или поздно ему надо выходить в большой мир, чтобы нести свой крест, гораздо более тяжелый, чем у многих. А для начала пройти испытание, которое не всякий ребенок с «нормальным» лицом преодолевает без потерь. Это испытание — средняя школа. Да, в школе, в которую попадает Август, работают замечательные, тонкие педагоги (вообще нам стоит поучиться у американцев тактичному, уважительному отношению к людям любого цвета кожи и любой внешности). Но дети бывают очень жестоки, и мальчик с лицом, как маска из «Властелина колец», эту жестокость на себе прочувствует сполна. И выйдет победителем.
Здесь нет явных апелляций к Священному Писанию, но христианским светом пронизано все пространство книги. С самой первой главы, когда медсестра говорит женщине, родившей маленького уродца: «Всякий рожденный от Бога побеждает мир». Раздумья одного из героев-подростков о том, почему «вселенная не пощадила» Августа, явственна перекличка с евангельской историей о человеке, «слепом от рождения». Ученики спрашивают: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Так и происходит в финале.
И с еще одной евангельской мыслью есть перекличка в книге. Помните, в Евангелии от Луки? Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены… «В конечном счете вселенная все уравновешивает. Вселенная заботится обо всех своих птицах». Вселенная здесь — Бог.
Это книга о любви. Окрыляющей, очищающей сердца от скверны. «Тихая сила» Августа возвысила многие сердца.
Случится ли чудо, как обещает название книги? И каким оно будет? Гадкий утенок станет лебедем? Или?.. Чудо действительно случится.

Наталья Богатырёва

0
0
Сохранить
Поделиться: