В Новом Завете, помимо апостола Иуды Искариота, известного как Иуда предатель, упоминается и Иуда брат Господень. Его память отмечается 2 июля. Но разве у Христа были братья? И почему Писание упоминает еще нескольких учеников Иисуса с этим именем?
Память Иуды, брата Господня, совершается 2 июля. Но разве у Христа были братья? Имена «братьев Господних по плоти», как их традиционно называют, известны из евангельского рассказа о том, как жители Назарета, дивясь учению Спасителя, восклицали: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Мф 13:55). Предание Православной Церкви считает, что речь здесь идет о сыновьях Иосифа Обручника от первого брака. Западная Церковь придерживается точки зрения, что это имена двоюродных братьев Спасителя — сыновей Клеопы-Алфея, брата праведного Иосифа Обручника.
Об отношениях братьев по плоти с Христом известно немного. Византийское житие апостола Иакова, тоже брата Господня, содержит предание о разделе праведным Иосифом Обручником земли. Житие говорит, что сыновья святого Иосифа воспротивились выделению доли наследства Иисусу, и только Иаков принял Спасителя в совместное владение своей частью. А из текстов Нового Завета следует, что при жизни Спасителя Иуда и его братья не веровали в Него (Ин 7:5), однако после Вознесения присоединились к апостолам и женам-мироносицам.
Интересно, что имя Иуда (не применительно к Иуде Искариотскому) упоминается в Новом Завете несколько раз. Речь идет об одном человеке или о нескольких?
В православной традиции принято отождествлять Иуду брата Господня с апостолом от двенадцати Иудой Иаковлевым (Фаддеем-Леввеем), а также с автором «Послания апостола Иуды» (но среди библеистов есть и те, кто считает что это были разные люди). Иудой апостола называют Лука (Иуда Иаковлев (Лк 6:16) и Иоанн (Иуда — не Искариот (Ин 14:22)), а в повествованиях Марка и Матфея он фигурирует под именем Фаддей (Мк 3:18) или Леввей, прозванный Фаддеем (Мф 10:3). Поскольку в остальном имена и количество апостолов у всех евангелистов совпадают, то уже в первые века христианства стали предполагать, что все три имени — Иуда Иаковлев, Леввей и Фаддей — принадлежат одному человеку. Это тем более возможно, потому что две тысячи лет назад в Иудее человек часто мог носить сразу несколько имен. Тем более, что по своему смысловому значению имена Фаддей и Леввей близки друг к другу.
Евангелия от Марка, Матфея и Луки лишь кратко упоминают Иуду в числе двенадцати апостолов. А из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что во время беседы Христа с учениками после Тайной Вечери именно он спросил у Спасителя, что Тот имел в виду, сказав, что вскоре ученики увидят Его снова, а мир уже не увидит. В ответ Христос сказал: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14: 23).
Кроме того, апостолом Иудой написана одна из книг Нового Завета — Соборное послание святого апостола Иуды. Оно обращено к христианам из иудеев и содержит многочисленные примеры из Ветхого Завета и апокрифов.
В послании автор называет себя раб Иисуса Христа, брат Иакова (Иуд 1:1)». Дело в том, что еще один брат Господень по плоти, Иаков, после Вознесения Спасителя даже возглавил христианскую общину Иерусалима и, видимо, был хорошо известен аудитории, к которой обращался в Послании апостол Иуда. При этом автор не называет себя «братом Иисуса Христа», хотя это именование должно было иметь большое значение для членов раннехристианской общины, — возможно, это объясняется желанием подчеркнуть тезис о Божественном достоинстве Христа.
В послании апостол Иуда предупреждает верующих о лжеучителях. Эти люди, которых он называет созданными для осуждения (имея в виду не конкретных людей, а тип поведения), узнав, что Бог нас любит и готов нас простить, решили расслабиться и предаться распутству. Иуда порицает тех, кто отвергается единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа, и дает наставление. …Назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, — призывает он паству. Текст послания побуждает держаться чистоты веры и защищать ее от искажений.
К сожалению, сведений о жизни апостола Иуды сохранилось немного, и порой они противоречат друг другу. Например, «Апостольские постановления» называют Иуду третьим епископом Иерусалима, но не менее авторитетный источник — историк Церкви Евсевий Кесарийский — называет третьим епископом другого человека.
Достоверность «официального» жития апостола Иуды, принятого Русской Православной Церковью, порой ставят под сомнение, так как оно было написано сравнительно поздно. Возможно, в житии соединены биографические сведения о разных апостолах, в том числе о Симоне Зилоте (одном из двенадцати ближайших учеников) и Фаддее — апостоле от семидесяти.
Согласно этому житию, вскоре после Вознесения Иисуса Христа апостол Иуда отправился проповедовать Евангелие по Палестине и прошел всю Иудею, Самарию, Идумею и Галилею. Какое-то время Иуда проповедовал в городе Эдессе в Западной Сирии (там правил царь Авгарь, по преданию получивший от апостола от семидесяти Фаддея Нерукотворный Образ Спасителя). Затем апостол Иуда побывал в других городах Сирии и Месопотамии, и дошел даже до Персии, где и написал свое Соборное послание, многих обращая ко Христу.
Скончался Иуда, согласно житию, в Армении около 80 года по Рождестве Христовом. Он пришел ко двору армянского царя Санатрука, который был в родстве с Авгарем, где обратил в христианство царевну Сандухт и некоторых других его приближенных, за что и был казнен — распят на кресте и пронзен стрелами. Византийское житие называет местом казни апостола город Арад, армянские источники — Шаваршан.
Мощи святого Иуды покоятся в соборе святого Петра в Риме в приделе прав. Иосифа Обручника.