arzamas0814_5Толерантность как важную часть современной идеологии политкорректности принято противопоставлять так называемому религиозному фанатизму. О том, что с последним на самом деле не все так просто, и о скрытых тут подвохах мы писали в Толковом словаре в прошлый раз в статье «Какой фанатизм нам нужен». Ведь малопочетным именем религиозного фанатика сегодня порой могут называть и просто верующего человека, а его намерение твердо следовать принципам своей веры и считать пресловутой фанатичной нетерпимостью.

Впрочем, нетерпимость нетерпимости рознь, и фанатизм как вера без любви и рассуждения тоже встречается. Противовесом такого фанатизма как «ревности не по разуму» (Рим. 10:2) вроде и должна выступить толерантность. Например, в «Новой философской энциклопедии» она определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».

Само слово «толерантность» образовано от латинского tolerantia, что значило «терпение», «терпеливость». Лишь потом, начиная с 16 века и религиозных войн в Европе, это слово стало обозначать и терпимость по отношению к людям других взглядов и убеждений. Собственно, постепенно отвоёвывавшая тогда позиции веротерпимость и является исторической предшественницей современной толерантности.

Между тем в ней сегодня явственно проглядывают и такие черты, которые христианское сознание принять не может. Кстати, стоит обратить внимание на то, что латинское tolerantia образовано от глагола tolerare, который значит не только «нести», «держать», «переносить», «терпеть», но и, в частности, «содержать», «питать», «кормить». То есть, тут проглядывает, что толерантность не просто призывает смириться с каким-либо явлением или обстоятельством, но и способствует его существованию, некоторым образом поддерживает и питает его – хотя бы тем, что легализует его и даёт ему беспрепятственно развиваться.

Итак, что нам, так сказать, не нравится в толерантности? Это ее непроясненный и запутанный характер. Слишком часто призывают толерантно относиться к совершенно разным явлениям. То есть, под вывеской толерантности «единым пакетом» «продают» на самом деле принципиально различные вещи. А именно, это происходит всякий раз, когда настаивают на равном отношении к кому-либо или чему-либо вне зависимости от «пола, расы, политических убеждений, сексуальной ориентации…». Легко видеть, что действительно несущественные с нравственной точки зрения вещи (понятия добра и зла одни и те же и для мужчин, и для женщин, «и для эллинов, и для иудеев») здесь смешиваются с вещами нравственно отнюдь не нейтральными. То есть, призыв терпимо относиться к возможности свободно выбирать свою сексуальную ориентацию для христианина однозначно является попыткой легализации содомского греха.

Интересно, что связанные с этим упрёки христианам в их нетерпимости и даже фанатизме совсем не по адресу. Они делаются либо по невежеству, либо по злому умыслу. Ведь элементарной азбукой христианства является тезис о том, что нельзя путать две принципиально разные вещи или два принципиально разных отношения. А именно, с христианской точки зрения можно и даже нужно испытывать сострадание и любовь к грешнику, видеть и в нём искажённый Божий образ. Однако это не должно влечь за собой оправдания или терпимости по отношению к тому греху, в который он впал. То есть, можно и нужно терпеть и любить грешника, но нельзя терпеть и признавать его грех.

Между тем, нельзя также не видеть, насколько агрессивны порой бывают некоторые поборники толерантности даже на личном уровне по отношению к тем, кто не разделяет их взглядов и подходов. Глядя на эту нетерпимость «апостолов» терпимости и толерантности, испытываешь, как говорится, сильный когнитивный диссонанс. На самом деле, как и очень многие идеологические явления, толерантность является своего рода превращённой формой христианских установок и ценностей. Ведь подлинная снисходительность и терпимость по отношению к людям, их принятие возможны лишь на основе любви. И до той терпимости и терпеливости – любви даже по отношению к врагам, – о которой говорит Новый Завет, политкорректной толерантности, увы, далеко как до неба: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43–47).

На анонсе фрагмент фото Angela Sevin, фрагмент

0
0
Сохранить
Поделиться: