7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Материал по теме


Иллюстрация Даниэля Досиу

Мир, который увидят наши дети

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность — за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Материал по теме


kronstadtskij126_g

Святой Иоанн Кронштадский: пророк ХХ века

Уже незадолго до смерти, Иоанн Кронштадтский взывает к государю: «Проснись, спящий царь!» Он чувствует, что надвигается катастрофа, и ее причины — не внешние, а внутренние...

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

 

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

 

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Материал по теме


volodixin137_g

Как святые меняли историю

Русские праведники в роли истребителей греха

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

Восемь главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884  г 

 

 

 
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (31 votes, average: 4,65 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ноябрь 23, 2013 1:50

    .

  • satya
    Ноябрь 9, 2014 3:45

    Всё верно сказано, да найдёт каждый в себе незамутнённое сознание и увидит в каком положении он оказался, и найдёт силы выстроить себя, настроить на Божественную мелодию и радость.

  • simmanukka
    Декабрь 22, 2014 22:41

    Труден путь к покаянию страстному грешнику,но с помощью Христовой всё возможно!

  • Наталия
    Апрель 23, 2015 15:00

    Благодарю за прекрасную статью!
    Очень полезная информация для осознания, с чем нужно бороться и в чем нужно каяться для жизни в гармонии с Богом и со своей душой, в этом прекрасном мире!

  • Анастасия
    Июнь 10, 2015 12:50

    Как же мне бороться со злостью, ревностью,завистью,унынием?

  • Григорий
    Июль 12, 2015 8:40

    А какой же смертный грех совершил Адам?Неужели сьеденное яблоко ? К чему этот поступок можно отнести? К чревоугодию? Или к воровству?

  • сергей
    Июль 16, 2015 16:25

    Адам совершил грех блудодеяние это и относится к Адаму.яблоко это чисто символическое высказывание в библии

  • Наталья
    Июль 18, 2015 10:00

    Так получается, что всем нам гореть в аду??? Ведь у всех есть эти грехи…Получается, нужно жить в землянке, есть корешки, ходить пешком, ни к чему не стремиться, не ругать детей. И если заболел ребенок нужно идти не в аптеку или больницу, а в церковь…Получается, что мы все обречены что ли?

    • Владимир Гурболиков
      Июль 18, 2015 10:15

      Нет, Наталья, не получается, слава Богу. Иначе весь сайт, возможно, состоял бы из одной этой статьи. А сайт «Фомы» «почему-то» большой. Так что советую не застревать на одной публикации, а поизучать вопрос с помощью нашего сайта. 🙂

  • Валерия
    Август 19, 2015 19:12

    Очень хороший сайт,т.к. всё понятно поясняет.Господь никогда не оставит,поверив в Него в моей душе всё встало на свои места,как будто расцвела внутри себя!!!Знаю,что при сложнастях всегда есть спасение и успокоение-Бог. Прийдёшь в церковь, искренно попросишь прощения и поблагодаришь за все,так Господь во всех благих делах поможет,всегда даст новые душевные силы…

  • Максим
    Сентябрь 25, 2015 2:25

    сергей, согласно учению православной церкви, грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни. http://www.pravmir.ru/v-chem-provinilis-adam-i-eva-lekciya-andreya-kuraeva-v-video-formate/

  • Наталия
    Октябрь 4, 2015 15:12

    Вспоминается одна шутка:
    Список смертных грехов как-то подозрительно смахивает на мои планы на выходные…

  • Евгений
    Октябрь 8, 2015 13:08

    главные христианские ценности — любовь и милосердие. Кто больше отдаляется от них, любящая блудница или гневный «праведник»?

  • Лана
    Ноябрь 23, 2015 14:27

    Воровство и лжесвидетельство (ложная клятва Именем Божим) — смертные грехи написанные на холсте с двух сторон, посланное проклятие к смерти, в видении пророка. Любовь- главная заповедь! К Богу и к окружающим, к людям, относись так же как хотел бы что бы относились к тебе. Все мы грешные, люди не могут быть святыми, но по воле Божией нам дается прощение! Все мы грешные, но нужно стремиться быть лучше, стремиться к свету к добру к любви! К всепрощению и милосердию, если Бог принимает нас такими и прощает, то малое что мы можем сделать, с такой же любовью и всепрощением относиться к другим окружающим, даже тем что огорчают нас, ведь и мы сами не идеальны! Как бороться с собой и стать лучше? Всего минимум 3 правила! 1. Бороться с своей гордыней! (от нее вся грязь и нелюбовь к людям)2. Верить в Создателя, он опора!(молитесь, просите, верьте и получите! Любую помощь! Любую поддержку! Любую нереальную мечту!) 3. Забудьте о мирском(не ставьте на первый план заботы, работы, деньги… всю суету боязни и тревоги), и помните о Божем!(будьте любящим, всепрощающим, милосердным)! И вы сразу поймете как прекрасен мир созданный Богом, как легко и светло и тепло жить,стараясь быть лучше, зная и полагаясь на Его помощь и защиту.

  • Серега
    Декабрь 14, 2015 14:16

    У макаронного монстра все как то проще, а статья думаю полезная +

  • Мария
    Январь 30, 2016 19:43

    Такие провины а говорят 7 смертных грехов.

  • Кристина
    Февраль 26, 2016 20:20

    Что делать с гордыней,как избавиться пока еще это возможно!???

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.