Чудов монастырь, истоки

Дмитрий Володихин о кремлевских обителях

Летом 2014 года президент России В.В. Путин заявил о намерении реставрировать в Кремле две обители, уничтоженные большевиками. Иные правительственные деятели и мэр Москвы Собянин подтвердили серьезность этого плана. Но что именно будут сооружать на месте погибших обителей? В самый раз припомнить, какой исток у судеб этих двух обителей, что за люди стоят при их основании, какие храмы были варварски уничтожены.

         К судьбе и древностям Вознесенского Стародевичья монастыря мне уже приходилось обращаться

Теперь слово о Чудове.

Прославленный Чудов монастырь – детище святого Алексия, митрополита Московского и всея Руси.

Обитель родилась в середине XIV века. Большинство историков относят ее появление к 1365 году. Формально, тогда правил великий князь Дмитрий Иванович. Но из-за его малолетства Московской Русью реально управляло боярское правительство во главе с митрополитом Алексием.

Как политик митрополит Алексий пользовался в Москве огромным влиянием. Ему позволительно было заключать договоры о мире и войне и даже начинать крепостное строительство. Святитель последовательно действовал в пользу Москвы. Бывало даже отлучал от Церкви политических противников великого князя. Он всеми силами старался продлить господство на Руси Московского княжества — ведь именно там находилась митрополичья кафедра! Любые войны, мятежи, разорения на Московской Руси могли нарушить спокойное и безмятежное существование Русской Церкви. Но имелись у Алексия и другие резоны: нет ничего доброго в усобицах с точки зрения христианской нравственности. Когда Москва сделалась мощным центром единения, Русь обрела надежду избавиться в будущем от бесконечного междукняжеского «раздрая» и «нелюбия». Поддерживая Москву, святитель Алексий поддерживал мир.

Чудов монастырь – большая русская святыня. Его судьба связана с биографиями нескольких великих деятелей нашей Церкви.

В 1611 – начале 1612 года, то есть в самый разгар Смуты, узником Чудовского подземелья стал патриарх Гермоген. Офицеры польского гарнизона и пропольская администрация решили, что Гермоген неудобен, ведь он благословил создание Земского ополчения, да еще не признавал королевича Владислава русским царем (тот не принял православие). Гермоген претерпел несколько стадий заключения. Пребывание в подвалах Чудова монастыря было самым тяжелым. Фактически старик-патриарх оказался в каменном мешке: провел там несколько месяцев, после чего скончался. Но полякам и русским изменникам он не уступил, в вере стоял непоколебимо. Гермоген был при Николае IIканонизирован. Незадолго до 1917 года подземелье-узилище сделалось местом паломничества: люди шли и шли к мощам нового святого.

Два последних московских патриарха перед отменой патриаршества при Петре I, Иоаким и Адриан, вышли из настоятелей Чудова монастыря.

Чудов монастырь. Фото 1883 г.

Чудов монастырь. Фото 1883 г.

Кроме того обитель располагала огромным книгохранилищем. Это был своего рода интеллектуальный центр Русской Церкви. Оттуда выходили образованнейшие редакторы на Московский печатный двор. Там работали крупные богословы и книжники. Оттуда же происходил, например, великий книжник Евфимий, глава интеллектуальной «партии» старомосковских консерваторов второй половины XVII века.

Чудов строился в течение долгого времени: одни здания сносились, другие вырастали на их месте.

К началу XX века древнейшая постройка, а именно та, что появилась в XIV веке, не сохранилась. Зато на территории обители существовали собор Михаила Архангела начала XVI века со «свежим», за несколько лет до революции устроенным в подземелье Гермогеновским храмом; собор Алексия-митрополита и Андреевская церковь XVII столетия; храм святого Иоасафа, епископа Белгородского, появившаяся в 1911 году. Иными словами, целый ансамбль церковных зданий разного времени, древних и новых. Во второй половине XVIII века у монастыря появилось красивое крыльцо с башенками в готическом стиле – автором его был знаменитый московский архитектор Матвей Казаков.

Чудов рос и развивался вместе с самим Кремлем, являлся органичной частью Кремля. Кремль начала XX века представлял собой довольно пестрое зрелище. Там были очень древние постройки XIV – XV вв., храмы и палаты времен Московского царства, постройки императорской эпохи… Кремль был собранием архитектуры, относящейся к разным временам и разным стилям. В этом смысле он был вроде всей Москвы, легко соединявшей на одной улице древние допетровские палаты, особняк екатерининского вельможи и доходный дом эпохи модерна. В архитектурном смысле Чудов столь же пестр, как и Кремль в целом, как и вся Москва.

Можно сказать с уверенностью: нас еще ждут бесконечные споры о том, как восстанавливать кремлевские монастыри.

Обязательно найдутся мечтатели, которые призовут возродить постройки времен Дмитрия Донского и его вдовы. Пусть никто не знает, как они выглядели, пусть это будет полет фантазии, но ведь дух захватывает от перспектив!

А реалисты возразят им: лучше бы реставрировать исторически здания, сохранившиеся к 1917 году. Для современных специалистов воссоздать то, как выглядели Чудов и Стародевичий монастыри при Николае II, – не столь уж сложная задача. Материалов для этого более чем достаточно. Существуют фотографии и рисунки того, как они выглядели в конце XVIII, XIXи начале XX века. Существуют реставрационные проекты, относящиеся к древнейшим зданиям Чудова монастыря. Такой подход прочнее привяжет восстановление обителей к духовной почве московской старины.

С. М. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря. 1849

С. М. Шухвостов. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря. 1849

Вторая точка зрения, реалистическая, и есть единственно правильная. Две обители – не только «архитектурные комплексы», но еще и святыни. Их исторические судьбы выше и важнее любых творческих игр современного зодчества. Надобно иметь уважение к святым, жившим в кремлевских обителях, к иночеству, населявшему тамошние кельи. Не стоит на их костях возводить прекрасную… выдумку.

Когда-нибудь в Чудове и Стародевичьем появятся монашеские общины, когда-нибудь зазвучит там церковное пение. Ведь не ради музейного будущего их восстанавливают, это было бы нелепо!  А инокам понадобится много почтения к их великим предшественникам на месте сем.

Вот из этого и следует исходить.

 

 

 

VolodihinD ВОЛОДИХИН Дмитрий
рубрика: Авторы » В »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.