Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в первое воскресенье сентября.
Воскресенье, 6 сентября 2020 года, Собор Московских святых
Неделю тринадцатую по Пятидесятнице открывает празднование Собора Московских святых. Постановили отмечать его в первое воскресенье сентября в 1997 — в год 850-летия Москвы — по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Обычно он совпадает с Днем города Москвы. Собор включает 542 святых угодников Божиих, из которых канонизированы до ХХ века 81 святой, а в ХХ веке – 461, из них 453 новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первым московским святым был митрополит Петр, который в 1339 году специальной грамотой Константинопольского Патриарха был провозглашен общерусским.
Важно не путать этот праздник с Собором московских святителей, установленном в 1596 году первым русским Патриархом Иовом. В Собор вошли исключительно митрополиты: Петр, Алексий, Фотий и Иона, к которым в 1875 году был причислен митрополит Филипп (Колычев), а в 1913 году - Патриарх Гермоген.
Подробнее о Соборе Московских святых читайте в наших материалах:
• Восемь таких разных Московских святых
Тропарь святителям Московским
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.
Кондак святителям Московским
Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите// и спасения нам присно будите ходатаи.
Молитва святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу
О вели́кий святи́телю, пресла́вный чудотво́рче, Росси́йския Це́ркви первопресто́льниче, гра́да Москвы́ храни́телю и о всех нас усе́рдный моли́твенниче, о́тче наш Пе́тре! К тебе́ смире́нно припа́даем и мо́лимся: простри́ ру́це твои́ ко Го́споду Бо́гу и помоли́ся за ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Его́: да проба́вит нам ми́лость Свою́ и низпосле́т нам вся благопотре́бная к вре́менному житию́ и ве́чному спасе́нию на́шему дары́ бла́гости Его́, наипа́че же да огради́т нас ми́ром, братолю́бием и благоче́стием от всех искуше́ний врага́ диа́вола, и да́рует нам бы́ти ве́рными ча́дами твои́ми, не по и́мени то́кмо, но и все́м житие́м на́шим. Ей, уго́дниче Бо́жий! Услы́ши нас благоутро́бно, и бу́ди всем нам помо́щник и засту́пник во вся́ких беда́х и напа́стех, не забу́ди нас и в час кончи́ны на́шея, егда́ наипа́че твоего́ заступле́ния потре́буем, да, при по́мощи моли́тв твои́х святы́х, сподо́бимся и мы, гре́шнии, кончи́ну благу́ю получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
День памяти святых
Священномученик Евтихий, ученик апостола Иоанна Богослова (II)
Услышав проповедь о Спасителе, сначала сделался учеником апостола Иоанна Богослова, а потом, встретившись с апостолом Павлом, проповедовал вместе с ним. Евтихию пришлось испытать голод, пытки железом и огнем. Однажды на него выпустили льва, который воздал хвалу Творцу человеческим голосом. Свой подвиг священномученик Евтихий окончил в родном городе Севастии Палестинской, где был усечен мечом. Получил наименование апостола за свои труды вместе со старшими апостолами, которыми он был поставлен епископом.
Мученик Татион Клавдиопольский (Вифинский) (305)
Жил в Вифинии в эпоху гонений на христиан. За веру во Христа его схватили и привели в город Клавдиополь к правителю Урбану. Много раз принуждали отречься от Христа, заключали в темницу и предавали разным истязаниям. Его избили палками и повлекли за город на казнь, но в пути он, оградив себя крестом, скончался.
Мученица Сира, дева Персидская (558)
Слушайте краткий рассказ о мученице Сире на радио «Вера»
Преподобный Георгий Лимниот (Озерник) (около 716)
Был иноком Олимпийской обители близ Константинополя. Пострадал за почитание икон (опалили голову и отрезали нос) при императоре иконоборце Льве Исавре (716–741).
Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского, всея Руси чудотворца (1479)
Слушайте краткий рассказ об этом событии на радио «Вера»
Преподобный Арсений Комельский (1550)
Слушайте краткий рассказ о Преподобном на радио «Вера»
Равноапостольный Косма Этолийский (1779)
Слушайте краткий рассказ о равноапостольном иеромонахе Косме на радио «Вера»
Преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский (1846-1918)
Алексей Алексеевич родился в Оренбурге в семье мещан. В 30 лет овдовел и в том же году прибыл на Афон и поступил в Пантелеимоновский русский монастырь. Через 4 года был пострижен в мантию в честь священномученика Аристоклия Саламинского, вскоре рукоположен и уже 12 февраля 1886 пострижен в схиму и направлен в Москву на Афонское подворье. Три года был настоятелем Пантелеимоновской часовни на Никольской улице, куда на молебны стекалось множество людей со всей России. По благословению святителя Филарета (Дроздова), иеросхимонах Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления.
В 1895 вернулся на Афон, где был избран одним из казначеев, одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители, назначался кандидатом при выборах наместника, но избран не был.
В 1909 вновь был назначен настоятелем Московской Пантелеимоновской часовни и заведующим Московским Афонским подворьем. Несмотря на тяжелый недуг (водянка и болезнь ног), принимал в день более тысячи человек. Прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.
В ноябре 1922 года домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы - на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 году духовные дети старца Аристоклия и братия перезахоронили его останки на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.
Летом 2004 года на Даниловском кладбище были обретены мощи старца Аристоклия.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и
13 ноября мощи преподобного крестным ходом перенесли в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Священномученик Максим Горлицкий (31 января 1886 — 6 сентября 1914)
Будущий первый канонизированный святой Польской Автокефальной Православной Церкви родился в селе Ждынь в Подкарпатье в семье униатов Кристины и Тимофея, владевшего большим хозяйством и состоявшего псаломщиком в церкви.
В гимназии Максим удивлял учащихся своим горячим стремлением стать монахом в монастыре с самым строгим уставом - любил часто молиться и соблюдать строгий пост. В 18 лет поступил послушником в Почаевскую Лавру. Епископ Житомирский и Волынский Антоний (Храповицкий) обратил внимание на способного послушника и направил его в Волынскую духовную семинарию. После ее окончания с наилучшими результатами в Максим женился на дочери сельского священника Пелагее. Владыка Антоний предложил трудиться в Киевской епархии, однако отец Максим твердо решил вернуться на Родину, в край лемков, среди которых росло движение за возвращение из унии в православие.
2 декабря 1911 года отец Максим отслужил первую литургию в селе Граб и сразу начались преследования австро-венгерских властей: аресты, штрафы, но отец Максим оставался миссионером. Последний раз его забрали в тюрьму во Львов 28 марта по обвинению в шпионаже в пользу России: больше 2х лет он провел в камере с обыкновенными преступниками, без связи с православными и переписки. Судебный процесс не начинался - священник отказался присоединиться к унии в обмен на свободу. После одного из самых громких процессов в то время - в присутствии зарубежных корреспондентов суд слушал несколько сот свидетелей, экспертов по религиозным вопросам, представителей австрийского Генштаба. 6 июня 1914 года суд присяжных единогласно признал подсудимых невиновными, и 7 июня отец Максим вернулся в родную Ждынь, где, несмотря на подорванное длительным заключением здоровье, продолжил служить. Так продолжалось только шесть недель — до начала Первой мировой войны, через 3 дня которой отец Максим был арестован, а на следующий день арестовали его близких: беременную жену Пелагию, отца Тимофея, псаломщика, брата Николая и других членов семьи.
6 сентября в пять часов утра в камеру отца Максима вошел тюремный охранник Ножиньский и велел священнику собираться в дорогу. В это же самое время находившихся в других камерах жену и отца священника препроводили в камеру, окна которой выходили на тюремный двор. Со связанными за спиной руками и завязанными глазами, ведомый под руки двумя солдатами, священник встал у стены тюремного двора в четырех шагах перед двумя жандармами из расстрельной команды. На одежде мелом было обозначено место, где находится сердце. Последние слова его были: «Да живет святое православие! Да живет Святая Русь!» Он упал, однако ни один из выстрелов не был смертельным, поэтому руководивший казнью ротмистр Дитрих из собственного револьвера выстрелил отцу Максиму в голову. Расправа происходила на глазах его беременной жены, отца и других заключенных жителей Ждыни, наблюдавших за казнью из окон своих камер. Похоронили на горлицком кладбище во рву, под забором, где обычно хоронили умерших, не заслуживающих христианского погребения. Самым близким было отказано в присутствии на погребении. Только в 1922 году по просьбе отца, который так же, как и матушка Пелагия, прошел через концентрационный лагерь Талерхоф, тело священника было эксгумировано, положено в металлический гроб и похоронено на кладбище в Ждыни.
Смерть отца Максима привела к спонтанному возвращению лемков в православие во всей Европе: его признали народным героем, духовным отцом, в его честь сочиняли песни и слагали стихи, ставили небольшие портреты-иконки своего небесного покровителя, совершали паломничества к месту его упокоения.
Торжественная канонизация священномученика Максима Сандовича произошла 9–10 сентября 1994 года в Ждыни и Горлицах, собрав тысячи человек, в том числе 40 священников и много верующих из Канады, Словакии, Украины, США и Польши. Мощи святого, согласно решению Священного Синода Польской Церкви, были оставлены на родовом кладбище.
Новомученики и исповедники Российские
Преподобномученик Серафим (Шахмутя) (1901 — около 1946)
Родился Роман в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян-бедняков. С детства его влекло к Церкви, после окончания двухклассного народного училища поступил в Жировицкий Свято-Успенский монастырь, где через год принял постриг с именем Серафим. Вскоре стал хорошим регентом и уставщиком, а в 25 лет - иеромонахом.
В августе 1941 года выехал в направлении Минска для налаживания церковно-приходской жизни, разрушенной большевиками: собрал прошения об открытии приходов, многих крестил, подготовил материалы о преследованиях Православной Церкви в Беларусии в довоенные годы, открыл 74 храма.
Затем служил в Минске в Свято-Духовской церкви, окормляя больницы и детские приюты. Архимандрит Серафим в свои неполных 43 года был слаб здоровьем. 6 сентября 1944 году за свою деятельность по открытию храмов он был арестован в Гродно - по обвинению в принадлежности к «немецким контрреволюционным органам» его приговорили к 5 годам заключения в концлагере.
Последнюю Пасху 1946 году отец Серафим встретил в концлагере. По рассказу одного из духовных чад батюшки, в этот день он радостно приветствовал своих собратьев по заключению "Христос воскресе!.." Это вызвало ярость лагерного начальства, и в наказание его поместили в карцер, где он находился по пояс в воде. Исповедник уже не надеялся выйти оттуда живым, но его силы были укреплены явлением Божией Матери с великомученицами Варварой и Анастасией Узорешительницей.
Вскоре (предположительно в 1946 году) он скончался, по официальной версии, от сердечной недостаточности.
Икона Божией Матери
Петровская (около 1306)
Написана святителем Петром, митрополитом Московским в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни. Он преподнес ее в дар святителю Максиму, митрополиту Киевскому и всея Руси, который увез ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, ходил с этой иконой к Константинопольскому Патриарху Афанасию. Во время плавания игумена Геронтия поднялась страшная буря. Ночью ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед Патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе. Патриарх передал икону святителю Петру со словами: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву икону как великую святыню поместили в Московском Успенском соборе. Имеется несколько списков этой иконы, и один из них находится в Третьяковской галерее.
Особенности православного богослужения
Главное в литургии — не только молитва, но и участие в важнейшем Таинстве — Евхаристии. На вопросы о Причастии — средоточии христианской жизни — отвечает митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Происходящее на богослужении будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Марка, глава 16, стихи 1-8
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33 - 42
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям — взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: "постыдятся сына моего". 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:"камень, который отвергли строители,
тот самый сделался главою угла;
это от Господа,
и есть дивно в очах наших"?
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Апостольское чтение:
Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 16, стихи 13-24
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. 14 Все у вас да будет с любовью. 15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), 16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, марáн-афá. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Послание апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 — глава 8 стих 2
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. 1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Комментирует священник Стефан Домусчи
В конце ХХ века в день памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца, протоиерей Глеб Каледа обратился к с проповедью к прихожанам Высоко-Петровского монастыря, актуальной и для нас. Отец Глеб был солдатом на войне, крупным ученым и педагогом, пережил мученическую кончину пяти своих духовных отцов и множества близких. В последние годы жизни он проповедовал Евангелие в местах заключения. Из жития святителя Петра он выделил несколько важных фактов:
«Он рано начал заниматься грамотой и в двенадцать лет постригся в монахи, — в двенадцать лет! В монастыре он отличался трудолюбием, благоговением. Трудился, носил воду, колол и пилил дрова, но самое замечательное, что он проявил удивительный талант художника, писал иконы. Одна из древних икон изображает митрополита Петра, учащегося писать иконы.
Пробыв в монастыре некоторое время, он ушел в отшельничество и основал свою собственную обитель на реке Радзе, построив там церковь в честь Спасова Преображения. И к нему в скором времени потекли иноки для того, чтобы под его руководством восходить в дело иночества. Интересно, что до сих пор существует Петров лес, где по преданию находилась первая келья митрополита Петра, Петрова долина и Петрова поляна.
Он очень много ездил по городам и весям, организовывал Соборы, собрания духовенства. По-видимому, ему принадлежит очень много различных писаний, потому что в списке литературы, которую рекомендовалось читать в последующие времена, творения Петра Московского указывались наряду с творениями преп. Иоанна Дамаскина, святителей Василия Великого, Григория Богослова и многих других предшествующих подвижников. А до нас дошло шесть посланий, которые посвящены благоустройству церковной жизни, и нравственные наставления для духовенства, монашествующих и мирян.
В летописях упоминается много чудес, связанных с митрополитом Петром как при его жизни, так и после, но в сознание современников и ближайших потомков он вошел как покровитель Москвы, — не только как митрополит Киевский (а таков был его титул), а, как его и сейчас его называют, митрополит Московский и всея Руси. Он перенес митрополичью кафедру в Москву, и москвичи особенно его почитают».
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!