Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. И начинаем мы воскресенье с участия в литургии. В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 13 июня.
В последний воскресный день перед праздником Святой Троицы мы вспоминаем, какой дорогой ценой приобреталось истинное знание о нашей вере. В седьмое воскресенье по Пасхе Церковь ежегодно чествует святых создателей Никейского Символа Веры и его точных формулировок догматов, которые исповедуют все православные до сих пор.
Воскресенье, 13 июня 2021 года, святых отцов первого Вселенского Собора (325)
Не так очевидно для современных христиан, зачем и кому было важно сформулировать Символ Веры в далеком 325 году. Дело в том, что после завершения периода мученичества борьба за Истину приняла иные формы, причем опасность пришла «от своих» — из христианской среды. И еретиками, лжеучителями оказывались и священники, и даже епископы, которых слушали сотни и тысячи мирян. Арианская ересь грозила Церкви как минимум расколом, поскольку уводила христиан от верного познания Бога. Арий утверждал, что Господь Иисус Христос не единосущен Отцу. Ария поддерживали императоры, от которых тогда зависело многое в Церкви.
Только решения Вселенских Соборов обладают реальным авторитетом в Церкви: даже в сложнейшие исторические периоды за ключевые вопросы никогда не отвечал один человек или узкая группа. Начало этой традиции положил первый Вселенский Собор в Никее. По разным оценкам тогда собрались от 220 до 318 делегатов. Сегодня нам может показаться, что участниками должны были быть ученые, богословы, поскольку речь шла о таких сложных вещах как догматы, не имеющих практического применения. Но на Собор приехали люди, просвещённые в первую очередь Духом Святым, многие из которых были исповедниками, настоящими святыми: Павел Неокесарийский приехал с обожжёнными руками, Пафнутий Фиваидский, лишенный правого глаза, с подрезанным коленом и с клеймом, искалеченный Потамон Египтянин с выколотыми глазами. Сохранилось предание об участии святителя Николая Чудотворца, давшего пощечину Арию. А ответ святителя Спиридона Тримифунтского о единстве Святой Троицы вошел в историю и часто изображается на его иконе. Он сказал, что и в жизни нашей бывает, когда три стихии объединены в одно и сжал в руке кирпич, из которого потекла вода и одновременно вспыхнул огонь, а глина осталась в руке.
Символ веры, принятый на первом Вселенском Соборе, утвержден не только человеческой мудростью, но и святостью его участников. За каждой Божественной литургией мы исповедуем свою веру именно их словами.
Подробнее о Символе веры читайте в наших материалах:
• Символ веры — что и почему он нам говорит?
• Собор, ересь, символ веры — что это такое?
• Вселенские соборы: зачем Церковь их собирала и какие решения принимались на них?
Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора
Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наша основавый,/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.
Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора
Апостол проповедание и отец догматы/ Церкви едину веру запечатлеша,/ яже и ризу носящи истины,/ исткану от еже свыше богословия,// исправляет и славит благочестия великое таинство.
День памяти святых
Апостол от 70-ти Ерм (Ермий) (I)
Был одним из учеников Спасителя, который за свое бесстрашное служение Христу перенес жестокие страдания и удостоился мученической кончины.
Мученик Ермий Команский (II)
Краткий пересказ подвига убеленного сединами воина-христианина слушайте на радио «Вера».
Мученик Философ Александрийский (III)
Рассказ о страданиях юного мученика в цветущем саду Александрии слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Философ Орнатский (21 мая 1863 — 1918) и сыновья его мученики Николай (4 мая 1886 — 1918) и Борис (30 мая 1887 — 1918)
Перед казнью протоиерей Философ, успокаивая приговоренных к смерти офицеров, произнес спокойно и кротко: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, он спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души.
Краткое житие одного из самых знаменитых священников Санкт-Петербурга, духовного сына праведного Иоанна Кронштатского, и старших из его 10 детей — военного врача Николая и офицера Бориса, слушайте на радио «Вера».
Иконы Божией Матери
Чолнская (Челнская) (XVI век)
Спасо-Челнский мужской монастырь был основан на берегу реки Десна в месте, где образ Богородицы явился (приплыл в никем не управляемом челне) местному пастуху. Князь Трубчевский, страдавший от тяжкого недуга, получил полное исцеление после молитв перед обретенной иконой и построил часовню. Обитель не раз страдала от набегов крымских татар, однако икона оставалась невредимой. С ней на Пасху совершались крестные ходы по Трубчевску. В 1923 году Чолнский монастырь закрыли, икона исчезла. В 1941 года список найден в Ильинском храме, а в 1963 перенесен в Сретенский храм, где находится и поныне. На иконе видны два следа от пуль и трещина посередине.
Ежегодно в 7-ое воскресенье по Пасхе из Трубчевской церкви Сретения Господня Брянской митрополии до стен разрушенного Чолнского монастыря совершается крестный ход.
«Умиление» Псково-Печерская (1524)
Написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери, принесена в обитель во время игуменства преподобного Корнилия (†1571). Ежегодно с 1601 по 1918 в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков, почитая как целительницу незрячих и заступницу рубежей России.
С 1997 году традицию крестного хода возобновили: теперь икону носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно.
В 1581 году Пресвятая Богородица явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила о грядущих бедствиях, тогда архиепископ вызвал в Псков игумена обители с образом «Умиление». Тщетно многотысячные войска Стефана Батория в течение пяти месяцев тридцать раз пытались взять псковский кремль штурмом. В память чудесного избавления от тяжелой осады при царе Феодоре Иоанновиче икона была украшена драгоценностями — жемчугом, алмазами, изумрудами.
В 1812 году, когда Наполеон занял Полоцк, угроза снова нависла и над Псковом: в день крестного хода с иконой русские войска отбили Полоцк. В память этого события в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815–1827).
Особенности православного богослужения
В период после Вознесения и до праздника Святой Троицы за богослужением не совершают земные поклоны. Интересно, что правило, ограничивающее поклоны на послепасхальный период, приняли тоже на Никейском соборе. Накануне Вознесения закончился период пребывания на земле Воскресшего Спасителя, поэтому пасхальные песнопения в этом году мы больше не услышим. Но через неделю будем праздновать день рождения Церкви — Пятидесятницу. Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее:
Традиции праздника
Никейский собор определил христианам праздновать Пасху не в иной день недели, как в первый, или воскресный. Седьмое воскресенье по Пасхе — единственное между Вознесением и Троицей, особых 10 дней в церковном году.
Этот короткий период выделяется следующими традициями: уже не читают тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» еще не звучит — молитвословия в храме, а также утреннее и вечернее правило сразу начинаются с Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!»).
В Псково-Печерском монастыре и в Трубчевске (Брянская митрополия) в седьмое воскресенье после Пасхи совершаются крестные ходы с чудотворными иконами Богородицы, память которых празднует в этот день вся Церковь.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1 — 13
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 20, стихи 16 — 18, 28 — 36
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. 35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". 36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Святые отцы первого Вселенского собора оставили нам свои решения как маяки. Все эти догматы хранит наша Церковь и не дает потомкам потерять ориентир. Участники собора оставили нам самое драгоценное из возможных наследств — Истину. Сегодня, к сожалению, многие смотрят на заповеди и догматы с точки зрения их пригодности для современной жизни, обязательность которых определяется сиюминутными обстоятельствами. И тем не менее каждый христианин призван быть исповедником веры — таким, какими были святые отцы Вселенского собора. Поэтому мы называем себя православными — стоящими на правом пути, открытом нам святыми мучениками и проторенным соборным разумом святых отцов.
Сегодня как никогда много возможностей изучения даже таких сложных и далеких, казалось бы, вопросов, как решения Вселенских Соборов. Но даже если что-то в православной вере остается непонятным, всегда можно спросить об этом.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме — новой возможности сделать верный шаг на пути познания Бога!