По преданию, этот город основала сама княгиня Ольга. Во время Великой Отечественной войны он был уничтожен на 90 % и, по заключению комиссии Красного Креста, восстановлению не подлежал. Его герб — единственный в Белоруссии, на котором изображен Иисус Христос, и при этом город несколько раз оставался без православных храмов. За свою историю город находился на территории пяти стран. В 1960-х годах там продолжали уничтожать древние церкви XII века. Это красивый город с уникальной историей. Это город, который всегда восстает из руин.
История
История города тесно связана с историей Православной Церкви. Начать хотя бы с того, что по преданию Витебск основала святая княгиня Ольга. Первое упоминание города в Московском летописном своде относится к 1021 году, и к этому моменту город уже существовал. Название города пошло от реки Витьбы, которая впадает в Западную Двину. На этом месте люди селились уже с каменного века. За свою историю город находился на территории пяти стран: Российской империи, Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского, СССР и Республики Беларусь. В конце XVI века произошло сразу несколько важных событий, которые коснулись как административного, так и духовного уклада жизни Витебска: Брестская уния ( В конце XVI Витебск находился в составе Речи Посполитой — католического государства. Король насаждал религию на всей территории, в том числе и там, где население изначально было православным. Чтобы сделать переход проще, там насильно насаждалась уния — соединиение православной и католической традиций. При этом сохранялись обряды Православной Церкви, но принимались догматы Католической. Вся церковная власть переходила в подчинение Римского Папы. — Ред.) и дарование Магдебургского права (Магдебургское право (нем. Magdeburger Recht) — право на самоуправление, которое давало значительные привилегии жителям. Например, они освобождались от повинностей. В городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат и строилась ратуша. Фактически это была мэрия города. — Ред.). Первое почти на два века насильно отторгло от Православия значительную часть населения города, а второе дало ему возможность решать самостоятельно экономические и общественно-политические вопросы.
Тогда же городу присвоили необычный герб — изображение Иисуса Христа в профиль и меч. Если не знать настоящее значение этого изображения, можно подумать, что это «иллюстрация» слов Спасителя: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34). Но нет: дело в том, что эта территория издревле считается богоспасаемым местом. Витебск постоянно разрушался — все войны, которые шли с Запада на Восток и обратно, проходили через город, но при этом он всегда возрождался из пепла. Как это было в том числе после Великой Отечественной войны.
«Восстановлению не подлежит»
Оккупация Витебска фашистскими войсками произошла в самом начале Великой Отечественной войны — уже 10 июля 1941 года они вошли в Витебск. В этот момент население составляло примерно 150 000 человек. Освободили город 26 июня 1944 года и к этому времени там осталось около 100 человек… Город был разрушен более чем на 90 %. В сентябре 1944 года комиссия Красного Креста посетила Витебск и вынесла вердикт: «Восстановлению не подлежит». Тем не менее город не только не превратился в заброшенные руины, но и значительно вырос как по площади, так и по населению — сейчас оно составляет более 370 000 человек.
Витебский эксперимент
В 1920-х годах местное правительство решило превратить Витебск в первый в СССР город-атеист. На тот момент действовало больше 30 храмов — к середине 1930-х годов закрыли все. Так продолжалось вплоть до Великой Отечественной войны, во время которой были открыты два храма. Но и после войны атеистический натиск не прекращался — в 1960-х годах продолжали взрывать и разрушать древние храмы. Казалось, что с религией в этом городе покончено.
Все изменилось в 1990-е годы, когда началось возрождение церковной жизни. К этому времени в Витебске действовал всего лишь один храм — остальные были либо уничтожены, либо закрыты. К сегодняшнему дню удалось отстроить более 20 храмов и до сих пор строятся новые. Но самый необычный храм только предстоит построить: у епархии есть грандиозные планы возродить древнейшую каменную постройку на территории современной Белоруссии — Софийский собор.
София Витебская
Звучит это название пока что странно — такого храма никогда не было в городе. Ближайшая София есть в Полоцке — вернее то, что от нее осталось. Во время Северной войны (1700-1721), часть боевых действий которой происходило на этой территории, храм был взорван, и от него остались только фундамент и часть стен. Новый собор XVIII века построили униаты — в западном стиле виленского барокко, переориентировав алтарь с востока на север. В 1839 году в городе Полоцке состоялся собор, на котором, «отторгнутые насилием…» в унию были «возвращены любовью» в лоно Православной Церкви, после чего Софийский собор вновь стал православным. Собор переосвятили в качестве православного храма только в 1839 году, когда унию на территории нынешней Белоруссии ликвидировали. Окончательно собор закрыли в 1920-е годы, превратив его в музей-заповедник. Сейчас там служат только раз в год на праздник преподобной Евфросинии Полоцкой (5 июня).
В 2002 году по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия (Дроздова) в Витебске сформировалась православная община Софийского собора, который планируют построить в центре города по образу храма XI века. Проект нового Софийского собора в Витебске одобрил Патриарх Кирилл: «Благословляю воссоздание храма Святой Софии, великого памятника, свидетельствующего об истоках православного христианства на Белой Руси».
Фото Юлии Маковейчук