25 сентября 2022 года в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына была представлена литературно-музыкальная композиция «Великое сокровище славянской благодати», посвященная святой Людмиле Чешской – первой святой женщины славянского мира, духовной дочери святителя Мефодия, архиепископа Моравского.
Композицию представили актеры театра «Оранжевое небо» Людмила Кошута и Виталий Колдаев, лауреаты международных конкурсов Ольга Метальникова (сопрано), Елизавета Кутонова (фортепиано), а также вокальное трио «Славянские напевы, сообщает инициативная группа по культурным мероприятиям, посвященным святой Людмиле Чешской.
Автором сценария данной композиции выступила руководитель инициативной группы, культуролог, богемист Анна Ланцева, а режиссером-постановщиком – Людмила Кошута.
В своем вступительном слове Анна Ланцева подчеркнула значимость почитания святой Людмилы в русском социуме.
– Святую поистине можно назвать продолжательницей традиции, заложенной святыми первоучителями Кириллом и Мефодием. Благодаря христианизации Чехии, свет веры Христовой распространился как в западнославянские страны (Польша), так и в восточнославянские (Древняя Русь), – сказала Анна Ланцева.
– Наряду с богослужебными книгами на Русь проникает один из ранних списков жития святой Людмилы благодаря контактам чешского Сазавского и Киево-Печерского монастырей. С этим связано духовное и историко-культурное влияние жития святой Людмилы на становление княгини Ольги как одной из первых христианок Руси, – добавила руководитель инициативной группы.
В свою очередь, Людмила Кошута отметила, что подобные мероприятия «позволяют не только расширить горизонт наших познаний, но и позволяют эмоционально прочувствовать единение славян и силу братского духа, что особенно важно в наши дни».
Целью композиции стало показать многоплановый образ святой жены, менявшийся на протяжении столетий не только в Чехии, но и на Руси. В рамках композиции в этот день прозвучали фрагменты жития святой на чешском и русском языках.
Зрители смогли проследить сложный путь духовного становления молодой княжны, исторический процесс становления чешского государства и принятия христианства. Особым драматизмом были наполнены фрагменты, повествующие о мученической смерти святой Людмилы.
Кульминацией же композиции стал рассказ о связи времен и поколений, передаче опыта веры от Чехии к Древней Руси через духовную связь княгини Людмилы и равноапостольной княгини Ольги.
«Образы княгинь, появившихся из глубины веков, были воплощены благодаря театральному приему перевоплощения, что воспроизвело сильное эмоциональное воздействие на зрителей», – отметили в инициативной группе.
Своего рода украшением композиции стали стихотворения протоиерея Леонида Сафронова («Людмила-язычницы», «Смерть Людмилы») и Анны Ланцевой («Обращение Людмилы», «Хвалебная песнь святой Людмиле»), раннесредневековые исторические источники Чехии и России (чешская хроника, гомилия, «Повесть временных лет»).
Кроме того, прозвучали вокальные номера (арии из оратории Антонина Дворжака «Святая Людмила», «Ave Maria» Луиджи Люцци, песня «Святая Людмила» из канционала Адама Михны), а также церковные песнопения на чешском и церковнославянском языках в исполнении трио «Славянские напевы».
Композицию сопровождала фоновая музыка средневековой Чехии и Центральной Европы, а также чешских и русских классиков Адама Михны, Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака, Валерия Гаврилина, Валерия Кикты.