В городе Брешия в Италии при реставрации органа Антеньяти XVI века в Старом соборе (Дуомо Веккьо) обнаружили считавшиеся утраченными фрески.
Эти фрески являются частью единой сюжетной композиции, украшающей орган, построенный для собора в Брешии в 1536 году мастером Джаном Джакомо Антеньяти, сообщает сайт «Седмица.ru» со ссылкой на The History Blog.

Росписи на двойных органных дверях, а также фрески по соседству на стенах создал в 1539 году Джироламо да Романо, известный как Романино. При этом он расписал не только внешние двери органа, но и внутренние (видимые при открытом органе и его игре).
На внутренней левой двери изображено Рождество Девы Марии, на внутренней правой – Посещение Девы Марии праведной Елисаветой.
В закрытом положении на внешних дверях предстает изображение обручения Девы Марии праведному Иосифу. Этот сюжет образовывает единую композицию с фресками на стенах по правую и левую стороны от музыкального инструмента.

На фресках изображены музыканты и прохожие. Как считают эксперты, двое прохожих на левой стене [если смотреть от органа – ред.] представляют Джана Джакомо Антеньяти и Джованни Пьянтавинью, создателей органа и футляра, а прохожий на правой стене – это автопортрет самого Романино.
На протяжении веков вся эта композиция была разделена и частично скрыта, т.к. орган подвергался многочисленным модификациям и реставрациям.
Так, двери органа 200 лет назад перенесли в Новый собор (Дуомо Нуово), построенный рядом со Старым. Там их поместили в раму и установили на стене как триптих. А вот найденные фрески ожидала печальная участь – их просто забелили до неузнаваемости.


И только в наше время, когда в 2017 году началась комплексная реставрация органа, удалось их снова обнаружить.
Отмечается, что во время реставрации корпуса музыкального инструмента «реставраторы сняли побелку со стен сбоку от органа и открыли давно утраченные фрески Романино» и «из белой завесы появились двенадцать фигур: восемь музыкантов и четверо прохожих».
После завершения реставрации органа на свое место из Нового собора вернули и оригинальные двери, которые вместе с найденными фресками вновь составляют единую сюжетную композицию.