31 августа 2022 года в Музее истории ГУЛАГа прошла публичная дискуссия «Виновным себя... НЕ признаю. История одной семьи». Тема вечера была задана книгой «Священник Василий Ивлиев. Виновным себя… НЕ признаю» – уникальным сборником подлинных документов из уголовного дела сталинской эпохи.
Открывая встречу, автор-составитель книги «Священник Василий Ивлиев...», президент Евразийского патентного ведомства и правнук репрессированного священника Григорий Ивлиев назвал вечер «духовно-объединительным».
– Мне бы хотелось процитировать одну простую мысль: истоки любой способности к добру и злу во Вселенной можно отыскать, наблюдая за единственным, даже самым неприметным человеком. И за тем, как устроен его или ее ум, – сказал Григорий Ивлиев.
Представленная же книга – это возможность на примере конкретной судьбы отца Василия Ивлиева, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне, понять «ум», мотивы русского православного духовенства, многие из которых принимали сан уже в годы официально провозглашенных гонений на Церковь.
Еще один потомок репрессированного священника, иерей Николай Конюхов отметил, что детали преследования священнослужителей, отраженные, в т.ч. и в книге о Василии Ивлиеве, говорят не только о боли преследуемых и их родных, но и о невероятной силе их духа, стойкости в вере и убежденности в нравственности выбора.
В свою очередь, настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа подчеркнул, что память о трагических страницах истории Русской Православной Церкви может стать объединяющим началом современного общества.
– Сейчас мы как народ находимся в духовном вакууме, разобщенности. И православие может стать силой, которая объединит нас, – сказал отец Кирилл.
С ним согласился иеромонах Климент, настоятель храма в селе Паники, где служил отец Василий Ивлиев.
– У священников того времени типичная судьба: ссылка, лагерь, расстрел. Но их выбор всегда был на стороне долга, на стороне Бога. Отец Василий не отрекся от Христа, и Господь не оставил его потомков, – заметил священнослужитель.
Со своей стороны, ведущий научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Екатерина Озмитель заметила, что в протоколах допросов, записках и воспоминаниях близких, составляющих представленную книгу, «сохранился образ мыслей праведников».
Она сообщила, что в базе данных «За Христа пострадавшие», которую ведет Отдел, уже свыше 36 000 биографических справок о пострадавших за веру священников.
По данным исследователей, которые привел модератор вечера, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Илья Удовенко, в годы репрессий было расстреляно больше священников, чем их числилось до революции. И это не парадокс: именно в 1920-30-е годы многие стремились принять духовный сан, чтобы показать подлинность своих убеждений.
Процессы служителей Церкви, как и преследование священника Василия Ивлиева, проводились вне правового поля, часто не имели юридических оснований, что зафиксировано в документах эпохи, в т.ч. из уголовного дела отца Василия. И это еще один урок той мрачной и жестокой эпохи.
По мнению юриста Григория Вайпана, много лет представляющего интересы «детей ГУЛАГа», без проговаривания прошлого, без обсуждения судеб, схожих с судьбой священника Василия Ивлиева, невозможно будет принять травматичное и сложное прошлое нашей страны.
Последним из выступавших в этот вечер стал иконописец Михаил Ионин, кисти которого принадлежит иконостас восстановленного храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Паники. Благодаря трудам Михаила Ионина, а также всех неравнодушных, храм возрожден именно в том селе, где служил и где был впервые арестован священник Василий Ивлиев.