18 и 19 февраля 2017 года в столичном храме Христа Спасителя прошли мероприятия, объединенные темой «Памяти погибших. Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год».

Дни памяти по жертвам февраля 1917 года были организованы Фондом Людвига Нобеля, Императорским православным палестинским обществом и Императорским историческим клубом.

- История России в ХХ веке показала, что неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни, – отметил на открытии конференции «Уроки истории» глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

В Москве вспомнили жертв трагедии 1917 года

Как отметил владыка, в состоянии смертельной опасности Русская Церковь продолжала передавать людям опыт веры.

- Наша Церковь молилась за власти. Но молитва за власть и общение с ее представителями в советское время не означало принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни, - подчеркнул митрополит Иларион.

В рамках конференции также выступил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

- Подводя итоги ХХ века, мы мало что хорошего и утешительного можем сказать. Это век двух самых страшных войн, век крушения идеологий, и, пожалуй, единственный бесспорный его итог - это святые мученики за веру христианскую. Единственный бесспорный итог ХХ века. Это тот дар, который нам этот век оставил, - сказал глава Синодального отдела.

В Москве вспомнили жертв трагедии 1917 года

Отметив важность почитания новомучеников, он констатировал, что, к сожалению, молодежь сегодня об этом подвиге почти ничего не знает.

- Мы в редакции журнала «Фома» готовили тему номера о новомучениках, и провели маленький опрос среди студентов московских ВУЗов. Один из вопросов был вопрос о Бутовском полигоне - знают ли студенты и аспиранты московских ВУЗов, что такое Бутовский полигон. Это было несколько лет назад - не знают, что такое Бутовский полигон. Бывшая специальная зона НКВД, крупнейшая в Москве зона захоронения жертв политических репрессий. Более 20000 расстреляно только в 1937-1938 годах. Не знают этого наши дети, наше будущее, - сказал Владимир Легойда.

В Москве вспомнили жертв трагедии 1917 года

В связи с этим, глава Синодального отдела предложил вынести тему новомучеников на обсуждение именно с молодежью.

- Почему это важно? Такое время сейчас у нас. Время, с одной стороны, господства дилетантов, а с другой стороны важности повторения очевидных вещей, потому что получается, что о них тоже не знают, - заметил Владимир Легойда.

Что касается темы революции, то здесь, по словам представителя Церкви, «есть дискуссии, есть отношения, которые продолжают разделять наш народ».

- Мы не можем отрицать, что это так. Мне кажется, что извлекая уроки истории, воспитывая наших детей в правде и знании фактов, как что происходило, мы обязаны воспитать их так, чтобы разделения прошлого не стали их наследством. Это прошлое не может больше их разделять. Об этом и молимся, - заключил Владимир Легойда.

В Москве вспомнили жертв трагедии 1917 года

Во второй день памятных мероприятий, 19 февраля, на Литургии в храме Христа Спасителя, которую возглавил патриарх Кирилл, были совершены молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих в революционной междоусобной брани погибших».

По словам Святейшего, «Божий суд над кровавыми событиями 1917 года уже произошел в истории нашего народа - так же, как он происходит в личной жизни каждого человека».

- Мы не должны отказаться от нашей исторической памяти и оставить без внимания события, которые произошли в тот год, как и последующие тяжкие испытания нашего народа. И молодежь не должна сказать: это случилось с нашими предками и нас не касается. Это касается всех, это касается народа нашего, - подчеркнул Первосвятитель.

Как считает патриарх Кирилл, из трагических событий 1917 года надо вынести главное заключение:

- Мы должны своей добродетелью преодолеть свои грехи и грехи наших предков. Мы должны построить общество доброе, справедливое, мы должны изжить грех из своей личной и общественной жизни. Мы должны видеть скорбь тех, кто слаб, кто немощен, кто голоден, кто неодет, кто жаждет, кто в заключении, в больнице. Мы должны видеть скорбь другого человека.

В ином случае, по словам Святейшего, «даже живя в условиях благополучия, мы будем неспособны делать добро, а значит, не будем застрахованы от потрясений и в личной, и в общественной жизни, потому что выживаемость человеческого общества напрямую связана с доброделанием».

 

Фото: Юлии Маковейчук

0
0
Сохранить
Поделиться: