30 мая в культурном центре «Фавор» прошла лекция журнала «Фома», посвященная роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Виктор Симаков – кандидат филологических наук, куратор «Новой школы», рассказал: что такое магический реализм? Какими мифами и библейскими сюжетами вдохновлялся писатель? Есть ли Бог в мире Маркеса?

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Лектор пояснил, что «Сто лет одиночества» – один из главных испаноязычных романов ХХ века. Он вышел в 1967 году, быстро завоевал популярность и пробудил интерес к латиноамериканской литературе. Успех был для писателя кстати: ради романа он оставил журналистику, заложил машину и влез в долги. Сегодня книга «Сто лет одиночества» переведена на 35 языков мира и издана тиражом более 30 млн экземпляров. В Советском Союзе она появилась в 1970-х с сокращениями. Полная версия пришла к читателю в 1990-е.

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Роман написан в стиле магического реализма. Это течение, которое объединяет фантастические и мифические элементы с реалистической картиной мира. Габриэль Гарсиа Маркес был не первым представителем этого направления. Годом рождения магического реализма в латиноамериканской литературе считается 1949-й, когда появились роман Мигеля Анхеля Астуриаса «Люди маиса» и повесть Алехо Карпентьера «Царство земное».

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Что касается мировой литературы, черты магического реализма есть у Гофмана, Кафки, Салтыкова-Щедрина, Гоголя. Уникальность Маркеса в том, что его реальность переплетена не с интеллектуальными построениями и парадоксами, а с народной культурой, магическими представлениями. Роман «Сто лет одиночества» написан в сказовой манере, которая пересекается с журналистикой. Книга Маркеса наполнена мифологическими параллелями, библейскими аллюзиями, элементами абсурда и карнавала.

Место действия, город Макондо – символ всей истории Земли, которая в книге укладывается в сто лет. В романе есть сюжет об основании мира, грехопадении, конце света. В этом отношении книга напоминает Библию, которая представляет собой историю от Адама до Апокалипсиса. Однако если Священное Писание построено на диалоге человека с Творцом, где ничего не происходит без Его ведома, то персонажи Маркеса живут в мире, где высшего существа не существует. В романе нет ни ветхозаветного Бога, Который карает город за грехи людей, ни Бога, который может пострадать за человечество. «Сто лет одиночества» – это мир без Бога.

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Мироустройство романа напоминает античный мир, где все запрограммировано. Например, жители знают, что город будет сметен смерчем с лица Земли. В романе есть пророчество о том, что когда родится ребенок с поросячьим хвостиком, он будет свидетельствовать о конце мира. Над людьми нависает рок, которого невозможно избежать. В мире Маркеса живут трагические герои, которые обречены.

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Еще один ключ к пониманию романа – его название. Неслучайно в него вынесено «одиночество» – одна из основных тем в литературе ХХ века. Тотальное непонимание между людьми отражено у многих писателей: Чехова, Джойса, Кафки. Габриэль Гарсиа Маркес не просто мифологизирует одиночество и невстречу. Одиночество становится основой его романа. К одиночеству влечет все: и любовь-страсть, и отказ от любви, и ложь, и насилие.

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

Действительно, в романе присутствует много насилия. Одна из таких сцен – петушиный бой, связана с первым убийством в романе. Тема насилия проявляется при описании исторических событий – борьбы между консерваторами и либералами. Роман Маркеса полон кровавых событий: убийств, самоубийств, расстрелов. В этом мире даже родные убивают друг друга. «Сто лет одиночества» – это история о непонимании, отсутствии любви и роке, который напоминает замкнутый круг, откуда нет выхода.

В Москве прошла живая лекция журнала «Фома» о романе «Сто лет одиночества»

В конце лекции у слушателей была возможность задать вопросы. Они узнали: что символизирует в романе образ муравьев после дождя? Как магический реализм проявляется в кино? Встреча прошла в теплой и дружественной атмосфере.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ждем слушателей на новых лекциях журнала «Фома»!

0
4
Сохранить
Поделиться: