Грустное зрелище представляет из себя окончание праздника. Но так уж вышло, что смог я попасть только к закрытию книжной ярмарки «Читай-ка!» Большинство стендов уже разбирали рабочие, но самые стойкие экспозиции держались, как капитаны на мостиках тонущих кораблей.
Среди того, что осталось, я искал детские книги. Не для того, чтобы купить, у меня их и дома многое множество, а вот денег как раз не было, я хотел увидеть, какие книги для детей издают сегодня.
Уже ушли, то ли с победой, то ли нет, борцы с дискриминацией. И я так и не узнал против дискриминации кого они боролись…
Гордо торчал прилавок с какой-то жутковатой мистикой и, кажется, первым откликнувшийся на призывы о всеобщем детском секспросвете.
Всё это не прибавило мне веселья. Но как стойкий оловянный солдатик держался стенд с добрым образовательным журналом «Виноград», красивейшие издания детской классики демонстрировал издательский дом «ТриМаг». Кое-где ещё не убрали игрушки…
Книги работы «ТриМаг» мне очень понравились. Фантастического качества полиграфия в сочетании с неувядаемыми повестями о Серой Шейке, Алых Парусах будут чудесным подарком для ребёнка. Само обладание такой книгой запомнится на всю жизнь. Но потрёпанная «Серая Шейка» в бумажной обложке и собрание Грина достались мне от родителей. Сыну достаточно протянуть руку, чтобы взять с полки бессмертные творения. А такие роскошные издания всё равно нужны, иногда хочется сделать кому-нибудь волшебный подарок!
Но и «Алые паруса» и «Серая Шейка» были написаны, когда наших мам и пап ещё на свете не было. А сейчас-то, сегодня, кто-нибудь ещё пишет добрые книжки для детей? Ведь, кажется, уже схлынула волна всяких ужастиков, кошмариков, просто откровенного бреда и низкопробщины в детской литературе. Кажется, многие начали понимать, что и зачем нужно давать читать детям.
Вот поэтому до самого закрытия выставки подходили и подходили люди к стенду издательского дома «ФОМА», где была представлена детская литературная серия «Настя и Никита». Вот тут я и задержался подольше. В первую очередь я расспросил о проекте его шеф-редактора Алину Дальскую.
Корр. С чего началась детская серия издательского дома «ФОМА»?
Алина Дальская. Эта серия родилась из того, что очень многие читатели, которые уже много лет любят и читают журнал «ФОМА», просили сделать что-нибудь подобное для детей. И наш новый проект – как раз ответ на этот запрос родителей. Хотя мы пошли несколько другим путем. Решили, что будем делать не какой-то отдельный православный журнал для детей, а детскую литературную серию. Просто очень хорошие тексты. У журнала «Фома» огромный опыт разворора о христианстве с людьми самыми разными – в том числе с невоцерковленными, со считающими себя неверующими. И мы понимаем, что православный журнал это не агитация и пропаганда, а в первую очередь доверительный разговор о добре и зле, о жизни и смерти. Этих принципов мы придерживаемся и в литературной серии «Настя и Никита». Детская книжка должна быть обязательно хорошо написана. А христианской она становится не потому, что на каждой странице после дурно написанного морализаторского текста приписано по молитве, а когда ей удается достучаться до сердца. И именно поэтому главные герои серии Настя и Никита – современники наших маленьких читателей. Это сделано для того, чтобы дети могли себя с ними ассоциировать.
Корр. То есть, сюжеты современные, не надуманные, естественные.
Алина Дальская. Да, совершенно верно. Нам очень не хотелось, чтобы получилось нечто «суконно-посконное» в духе репринтных изданий XIX века. Ведь сейчас большинство наших соотечественников живут в современном городе, и было бы неправильно искусственно переносить раелии прошлого в наше время. Мамы у нас сейчас не в платочках, папы большей частью уже не бородаты, как это было раньше, за окном у нас в основном не купола, а какой-нибудь завод или соседний дом. Поэтому если мы будем делать тексты в стилистике XIX века, то это будет неправда. Это будет неестественно, и ребёнок не узнает ни себя, ни своих родителей, ни свою жизнь в этом.
Поэтому у нас абсолютно современная детская литература. Что в неё входит, и будет входить? Несколько направлений: рассказы, сказки, стихи, знания, биографии и путешествия. То есть, она даёт довольно большой круг чтения для ребёнка на любой практически вкус.
Ну «Сказки» это понятно, без сказок детям никуда.
«Рассказы» - современная проза. Очень хорошо, что она появилась у нас, потому что нам кажется, что её очень не хватает. Если сказки мы ещё можем компенсировать за счёт классического наследия, то реалистичного рассказа о сегодняшнем дне очень мало. Очень большие были у нас проблемы с рубрикой «Стихи», потому что сейчас очень много всякого графоманского рифмоплётства. И вот Алексей Ерошин наша большая находка, потому что это стихотворения в классическом стиле с прекрасными рифмами без всяких недоработок.
«Биографии» очень интересная у нас рубрика. Пока вышла книжка про Сергия Радонежского. В ближайшее время планируется выход книжки про Владимира Даля, то есть биографии будут не только святых. Нам кажется, чудовищным, что дети о Владимире Дале знают только, что он составил Словарь. А ведь его жизнь была наполнена приключениями достойными барона Мюнхгаузена, особенно на войне, он ведь и воевал. Мы надеемся, что мы заново откроем эту личность не только для детей, но и для родителей.
Рубрика «Знание». Здесь будет то, что мы обычно встречаем в энциклопедиях, но рассказанное в более живой, естественной манере и адаптировано для ребёнка, чтобы он не столько эту информацию «принял», сколько почувствовал. Это будет в виде рассказа, например в виде рассказа отца сыну, чтобы ребёнок не как компьютер её пролистал, а чтоб он её пережил. В ближайшее время планируются книги о палеонтологии, о космосе.
И рубрика «Путешествия» для нас очень важная, мы её очень любим. Это – о России. Сейчас вышла книжка о тайге, потом будет книжка о Волге. Кроме фразы, «Волга – великая русская река», мы ведь о ней ничего не знаем! Обязательно напишем про Саров и про Владимир, который был столицей Руси долгое время. Он ведь, казалось бы под боком, но современные дети часто больше знают об Италии, чем о тех сокровищах истории и культуры, которые рядом.
То есть серия «Настя и Никита» и литературно-художественная, и научно-познавательная. Основной пафос этой серии в том, что мы пытаемся вернуть книжке её душевную составляющую, детскость. И чтобы она была не просто источником информации, а поводом для общения. Поэтому в каждой книжке присутствуют Настя и Никита, мальчик и девочка: истории из их жизни служат завязкой для основного текста. Так, например, в «Тайге»: они собирали грибы и ягоды и заблудились, а когда нашлись, папа им рассказывает как себя вести, если ты потерялся и с этого начинается его интересный рассказ о тайге.
Мы стараемся добиться живого общения, повода для разговора с детьми.
Корр. Когда «ФОМА» запустил эту серию книг?
Алина Дальская. Мы начали работать над ней в феврале прошлого года и в июне этого выпустили первую книжку. То есть, до того, как она начала выходить, мы больше года её разрабатывали. Продумано не только содержание, но и дизайн, чтобы она была и современной, и одновременно, классической. Мы добились того, чего хотели – это ярко, и в то же время не кричаще. В плане иллюстраций мы ориентировали художников на советскую школу. Чтобы не быстро тяп-ляп на компьютере, а всё от руки, с проработкой характеров героев, чтобы от души. Вот в результате этой долгой и большой работы Детская литературная серия, наконец, появилась на свет. Мы вложили в нее весь свой журналистский, редакторский и родительский опыт. И с волнением ждем отзывов первых читателей.
Тут мне покупать ничего не пришлось, добрые коллеги подарили мне все 8 уже вышедших книжек серии. И не следует удивляться, что тем же вечером, уже дома Рафаэль Сабатини вместе с капитаном Бладом , хоть и читался на самом интересном месте, полетел в дальний угол, пока я не прочёл всю серию «ФОМЫ».
Не скрою, читал я с крайним пристрастием. Поэтому своё мнение о серии предлагаю исключительно как частное. Начну с того, что ни одна из книг не зацепила по-настоящему за сердце. Но и ни одна не вызвала раздражения или отвращения. Вводные и заключительные части с Настей, Никитой, их старшими братом и сестрой, мамой и папой порой кажутся натянутыми, приклеенными искусственно. Особенно там, где дети сначала пишут письмо президенту(!), а потом президент (sic!) читает им по телевизору сказку. Причём сама сказка Натальи Щербы «Тайна старого сундука» весьма недурна и, на мой взгляд, не нуждается во вступлениях, да ещё и с читающими президентами.
«Находка» Алексей Ерошин поэт техничный, добросовестный, не лишённый чувства юмора. Но читая его стихи, меня преследовало неотвязное ощущение, что где-то это я уже слышал. Был мною Алексей Ерошин пойман на подражании многим нашим (правда, только самым лучшим) детским поэтам. Но не следует терять надежды, что автор ещё найдёт свой неповторимый стиль и блеснёт в детской поэзии не тусклее самого Чуковского!
Дидактический, но симпатичный рассказ Светланы Усачёвой «Коврик» был бы уместнее в сборнике, нежели в отдельном издании. Для «массы» редакторам пришлось делать большую вставку с Настей и Никитой.
Немного странно в серии читалась сказка Натальи Ключарёвой «Король улиток». Вспоминался Ричард Бах и Горький с его Данко. Хороший слог, но, на мой взгляд, не очень детский. Да, эта книга самая странная в серии.
«Тайга» Александра Ткаченко, несмотря на заверения Алины Дальской, всё же получилась довольно энциклопедичной и при этом несколько сумбурной.
Сказка Игоря Малышева «Корнюшон и Рылейка в подземном мире» описывает приключения фантастических маленьких человечков в целом, как раз в таком стиле, который любят дети. Но слог несколько тягуч. Дети не любят длинных описаний природы.
Трудно что-либо говорить о книге Максима Яковлева «Сергий Радонежский приходит на помощь». Нелёгкое это дело – переложение житий для детей. Где-то вижу и недостатки этого переложения, но что важно – оно понятно и доступно детям.
А больше всего мне понравился небольшой рассказ того же Максима Яковлева «Прощай, Терминатор!» Очень, очень хороший слог, сюжет, действительно трогающий сердце. Будем ждать новинок от Максима Яковлева!
Что ж, вот я и сделал чёрное дело: раскритиковал работу своих коллег! Опять же в оправдание своё скажу, что был я пристрастен до самой вреднючей вредности.
Если не считать сказок, бесписьменной формы литературы, то русская детская литература не так уж и стара. И однако она успела пережить несколько эпох. Каждая эпоха оставила нам и нашим детям что-то в наследство. Лучшие (а их немало!) произведения мастеров XIX века живут и сейчас самой полнокровной жизнью. А что-то и устарело, стало малоудобоваримым.
Огромный всплеск детской литературы пришёлся на ХХ век. Здесь дифференциация ещё хлеще. Многое читать никак невозможно, книги просто погибли! Напичканные идеологией они постепенно уходят в архивы, туда, где дети их уж конечно читать не будут. Но бессмертна «Муха-Цокотуха», Витя Малеев интересен и современен и в школе и дома. А вот написанную простым, вполне доступным языком автобиографию Гагарина я так и не смог дочитать сыну: слишком много туда понасовали благодарностей «дедушке Ленину». Зато «Голубую чашку» революционного писателя Гайдара открывай и хоть сейчас читай любому ребёнку.
Краткая эпоха вседозволенности и та оставила нам Олега Кургузова и других чудесных детских писателей. Масса шелухи, сделанной «для детей» в эту эпоху, будет сдута ветром времени.
И вот как раз сотрудники «ФОМЫ» почувствовали, что цвет времени изменился, что должна появиться новая хорошая детская русская литература. Её рождение процесс непростой, отсюда и недочёты серии «Настя и Никита». Но сделан задел. Вышло 8 книг, ни одну из которых не следует прятать от ребёнка. 8 книг, наполненных добром. Это немало на сегодня. Это хотя бы стимул для новых авторов написать сказку или рассказ для детей, зная, где его по крайней мере рассмотрят, а возможно и опубликуют. А это очень важно.
Словом, у меня есть очень большие надежды на то, что детская серия «ФОМЫ» подарит нам немало ярких открытий и удивительных находок.
Фото автора
Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.