Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда принял участие в круглом столе об использовании религии в политических целях в странах Запада, состоявшемся в пресс-центре «Россия сегодня».
Представитель Церкви высоко оценил доклад Института международных исследований МГИМО МИД России «Церковь и политика. Испытание новой реальностью», отметив, что он «действительно помогает разобраться» в современной действительности, и дал свой комментарий, вписав данные, представленные в докладе, в более широкий философский и мировоззренческий контекст, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
В первую очередь глава Синодального отдела отметил, что возвращение религии в публичное и политическое пространство связано с так называемыми «поминками по Просвещению», как назвал это британский политолог Джон Грей. Представление Эпохи Просвещения, согласно которому люди утратят свои традиционные привязанности, в т.ч. религиозные, утратят свою самобытность и сольются в некую единую цивилизацию, основанную на общечеловеческих ценностях и рациональной морали, по мнению Владимира Легойды, оказалось ошибочным, «проект Просвещение» потерпел крах.
Представитель Церкви подчеркнул, что после окончания Холодной войны и распада СССР вовсе не произошло того «конца истории», который предрекал Фрэнсис Фукуяма. Мир не только не стал более стабильным, прозрачным и безопасным, но скорее наоборот. Ставка на рациональность человека, по словам Владимира Легойды, оказалась гораздо более идеалистичной и оторванной от реальности, чем представления о мире любой развитой традиционной религии.
В продолжение сказанного профессор МГИМО предложил свой взгляд на возможности и опасности возвращения религии в общественно-политическое пространство.
К открывшимся возможностям Владимир Легойда отнес переосмысление тезиса о том, что религия – это частное дело. Эта идея также тесно связана с Эпохой Просвещения и способствовала тому, что в условиях отделения Церкви от государства сделало невозможным для человека, находящегося в общественном поле, мотивировать свои мысли, поступки, предложения собственными религиозными взглядами. При том, что отбирать у человека право религиозной мотивации – значит исключать самое главное из его жизни, заметил Владимир Легойда.
Абсурдность данной ситуации была отмечена еще известным социологом Питиримом Сорокиным, который выразил ее в своем знаменитом афоризме «по воскресеньям пуританин верит в Бога, а в остальные дни – в фондовую биржу».
Владимир Легойда обратил особое внимание на тот факт, что подобные процессы не происходили во внеевропейском пространстве, поэтому очень сложно, например, у мусульман найти понимание, заявив, что религия – это частное дело человека.
Что касается опасностей, то в качестве одной из них представитель Церкви назвал попытки «загнать» религию с ее богатейшим историческим, аксиологическим и сотериологическим контекстом в параметры новой этики, которые не столько рациональны, сколько конвенциональны и довольно быстро меняются в отличие от нравственной основы традиционных религий, не подверженной подобного рода эрозии.
Как раз по причине большей прочности религиозных догматов Владимир Легойда полагает, что апелляция государства к религиозным ценностям может быть вполне продуктивной. В подтверждение этому он напомнил слова советского философа Мераба Мамардашвили: «идеология – это клей общества» и высказывание русского историка Василия Ключевского, который утверждал, не бывает общества без идеи, так как «само общество – это уже идея».
Однако, продолжил Владимир Легойда, опасность возникает тогда, когда государство пытается превратить религию в идеологический инструмент. И в данном случае ярчайшим примером являются события последнего времени на Украине, когда Петр Порошенко сделал тему автокефалии одним из главных «козырей» своей предвыборной кампании.
По мнению профессора МГИМО, страны коллективного Запада в настоящий момент пытаются разыграть религиозную карту подобным образом, осуществляя нападки на Русскую Православную Церковь и Святейшего Патриарха Кирилла. Такие действия как, например, внесение Предстоятеля Русской Православной Церкви в санкционные списки, являются, по словам председателя Синодального отдела, ничем иным как дипломатическим и политическим абсурдом, разрушением «мягкой силы», последних мостов для общения.
– Сознательное уничтожение странами коллективного Запада последней возможности коммуникации, на мой взгляд, самоубийственно, – заключил Владимир Легойда.
В круглом столе также приняли участие: зам. директора, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, директор Центра европейских исследований Института международных исследований, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России Владислав Воротников, зам. зав. кафедрой политической теории, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России Даниил Пареньков.