Редактор направления «Вера» журнала «Фома»
Действительно, есть традиция, по которой после рукоположения (хиротонии) в священный сан священник перестает носить обручальное кольцо. Она возникла на закате Средневековья и символизировала, что во время рукоположения будущий священнослужитель обручается Церкви и на первый план для него выходит приход, который отныне становится его семьей и главной ответственностью. Кстати, в чинопоследовании таинств Венчания и Рукоположения есть частично пересекающиеся элементы. Жениха и невесту трижды обводят вокруг аналоя с пением трех тропарей: «Исайя, ликуй...», «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже». Те же самые тропари с незначительными изменениями в тексте поются во время рукоположения, когда ставленник так же троекратно обходит престол.
Однако в древних богослужебных книгах эта часть таинства рукоположения отсутствует. Впервые она встречается в творениях святителя Симеона Солунского, церковного деятеля, богослова и литургиста, жившего в Византии в XV веке, причем в усеченном виде: тропарь «Исайя, ликуй...» Симеон не упоминает. В этой связи исследователи полагают, что обряд обхождения престола с пением тропарей появился в чине хиротонии не ранее XIV века, но, скорее всего, был действительно заимствован из чина венчания. Можно предположить, что тогда же появилась традиция снимать обручальные кольца.
Получается, с одной стороны, эта традиция насчитывает пять-шесть столетий — срок приличный, чтобы она укоренилась в церковном сознании. С другой, такой обычай не находит убедительного обоснования в церковных канонах. В течение полутора тысяч лет Церковь, оставаясь Святой, Соборной и Апостольской, его не знала.
Это означает, что священник в согласии с правящим архиереем его епархии волен сам решать, носить ему кольцо или нет. Об этом и сказал Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на заданный на епархиальном собрании московского духовенства в 2019 году вопрос о возможности священникам носить обручальные кольца. Он подчеркнул, что канонического запрета на ношение колец не существует. «Не вижу препятствий к этому для тех клириков, которые хотят носить обручальные кольца, но вне богослужения и не когда они в облачении», — отметил он. Последнее ограничение связано с тем, что во время богослужения, в частности литургии, кольцо действительно может помешать. Дело в том, что священник во время причастия берет сам или принимает от архиерея Тело Христово руками. Руками же он приготовляет Святые Дары для причастия мирян. Частицы освященного Агнца могут попасть под кольцо и затеряться, что абсолютно недопустимо и может повлечь запрет в священнослужении.
У кого-то может возникнуть вопрос: а, собственно, зачем священникам вдруг понадобилось носить кольца, после того как целые поколения священнослужителей спокойно жили без этого? Как минимум нужно учитывать тот факт, что в наше время христианское свидетельство о святости и нерушимости брака, о супружеской любви и верности приобретает невероятно важное значение. Достаточно вспомнить статистику, по которой сейчас на 100 заключенных браков приходится 80 разводов, а также про распространение практики так называемых «свободных отношений». Обручальное кольцо может быть полезным именно как пример для прихожан и всех, с кем общается священник в условиях кризиса семьи.
Не стоит забывать еще и о том, что вопрос «почему священник носит кольцо?» возникнет скорее у человека, достаточно хорошо погруженного в контекст церковной жизни. Но каков процент таких людей в нашем обществе сейчас? И каков, соответственно, процент тех, кто, увидев священника без кольца и не зная о древних традициях, скорее начнет строить в своей фантазии догадки в стиле «а почему женатый мужчина не носит кольца на людях?» Разумеется, ношение кольца поможет пресечь подобные домыслы и спровоцированные ими неэтичные действия таких фантазеров.