В пригороде города Черкассы строится первый на Украине храм во славу новомучеников, расстрелянных в 1937–1938 годах. Черкасские новомученики были канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
В 1929 году и в начале 30-х годов прошлого века, в разгар коллективизации, многих украинских священников сослали вместе с крестьянами под лозунгом: «Долой кулака и пособника его попа!» После ссылки им не разрешали возвращаться в родные места: Киев, Харьков, другие крупные города были закрыты. А Черкассы и еще несколько маленьких населенных пунктов стали своеобразными гетто для священнослужителей. Здесь стояли части НКВД.
В 1937 году власти провели перепись населения, которая показала, что две трети населения СССР — верующие. А в селах на Черкасщине число верующих доходило до 80%. На Пасху 1937 года, которая совпала с Первомайскими праздниками, люди массово шли в храмы, а не в клубы... Вследствие этого 30 июля 1937 года был издан оперативный приказ, в котором предписывалось в 4-месячный срок (с 5 августа до конца года) провести массовые репрессии по всему СССР. Были расстреляны десятки тысяч священнослужителей.
26 мая 1998 года в Черкассах прошли торжества по прославлению Черкасских новомучеников. Священным Синодом Украинской Православной Церкви к лику святых были причислены 104 человека из числа священнослужителей и мирян, засвидетельствовавших мученической смертью веру во Христа в 1937–38 годах. В 2005 году были канонизованы 40 святых, а сейчас решается вопрос о прославлении еще четырех человек.
С благословения архиепископа, а ныне митрополита Черкасского и Каневского Софрония в 1998 году на окраине города в селе Хуторы начали возводить церковь. Протоиерей Олег Капитонов, настоятель строящегося храма в честь Всех Святых, в Земле Черкасской просиявших, рассказал «Фоме», как все начиналось:
— В 1996 году я был рукоположен в священника и направлен на приход в село Хуторы, чтобы строить храм по благословению и эскизу Владыки. Прошло уже больше десяти лет, и Господь потихоньку открывает нам, почему именно здесь нужна была церковь. Новомученики ведь сидели по тюрьмам, а рядом с храмом нашим, в пятистах метрах — тюрьма. Пусть заключенные и не за Христа там страдают, а за свои грехи, но ведь тоже люди... Наша церковь вынесена за территорию города, чтобы ей не теряться среди девятиэтажек. На Украине пока мало знают о своих новомучениках, но я уверен, что все изменится, когда начнутся постоянные богослужения, когда люди станут приезжать на храмовый праздник и услышат проповеди о всех пострадавших за веру на Украине.
Долгие советские годы в центре Черкасс — на месте, неподалеку от которого сейчас возведен Михайловский кафедральный собор, — стоял на запасной ветке бронепоезд, в котором расстреливали осужденных священников. Броня хорошо скрывала предсмертные крики мучеников от жителей соседних улиц. Но как только вышла первая книга о новомучениках, с соседнего здания типографии сорвали парадную табличку «Здесь стоял бронепоезд». Сегодня Эмилия Ладыженская, автор этой книги и историк строящегося в Хуторах храма, совместно с Максимом Степановым, заместителем главного редактора черкасской газеты «Пресс-центр», готовит к печати новое издание книги — на этот раз на русском языке. Эмилия Петровна в 90-е годы стала первым и единственным человеком, допущенным в секретные архивы, хранящие уникальные документы: протоколы допросов и личные дела новомучеников.
— В архивных подземельях я так надышалась смертью, что долго не могла потом прийти в себя. Это было страшно: держать в руках тексты допросов, видеть подписи, выведенные руками обреченных на смерть людей. Потом, когда мы отслужили молебен в тех стенах, — на душе моей стало легче. Я уверена, что книга, которую мы пишем, не должна быть трагической. Хочется, чтобы сквозь трагедию читатели увидели радость встречи со Христом. Как говорил священномученик Древней Церкви Игнатий Богоносец: «Я — пшеница Божия; пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым». Читая слова наших Черкасских новомучеников: «Я верую в Бога и никогда от него не отрекусь», «Смерть не страшна, если умираешь достойно», — я думаю о том, что страдание ради Христа — это, наверно, самый прямой путь в Царствие Небесное, который Господь выбирает для самых лучших своих сынов и дочерей...
Фото из архива храма