•    Туринская плащаница — древнее льняное полотно чуть больше 4 м в длину и 1 м в ширину. На одной половине Плащаницы различим образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой — то же тело изображено со спины. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. На полотне имеются следы крови от многочисленных ран. Тело Спасителя лежало на одной половине полотна, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху. Считается, что в момент Воскресения Христова на плащанице «отпечатался» Его образ.

•    Плащаница сохранила все следы Страстей Господних. В Евангелиях сказано, что Христа бичевали. Плащаница свидетельствует: бичующих было двое. Каждая плеть была с пятью костяными или свинцовыми заточенными бляшками — чтобы сильнее охватывать тело. Ударов нанесли не менее 40, следы от них покрывали всю спину, грудь и ноги. В Евангелиях говорится, что палачи возложили на Спасителя терновый венец и били палками по голове. Плащаница показывает: шипы терна прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу Христа. На Плащанице в области груди хорошо различим след от раны, нанесенной копьем римского сотника. Запечатлелись и следы от бруса креста на правом плече, и рана на колене, разбитом при падении под тяжестью ноши. Также очевидно, что у Христа была перебита переносица.

•    Плащаница фигурирует при описании погребения Иисуса Христа у всех четырех евангелистов. Есть и множество других свидетельств. Например, Николай Мазарит, в 1201 году спасший Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии, написал о святыне: «Гробные пелены Христа. Они — изо льна, дешевого простого материала, еще дышащие миром, возвышающиеся над тлением, ибо невместимого, мертвого, обнаженного, умащенного после Страстей обвивали». Рыцарь Робер де Клари упоминает о ее пребывании в храме во Влахерне. До крестового похода 1204 года святыня выставлялась для поклонения на Страстной Неделе и каждую пятницу. Плащаницу поднимали вверх на специальных перекладинах, следы от которых ученые обнаружили на полотне в ходе исследования 1978 года.

•    После IV крестового похода Плащаница исчезла из Константинополя, ее местонахождение долгое время оставалось неизвестным. Летописец этого похода Робер де Клари записал: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города». В XIV веке граф Жоффруа де Шарни объявил о том, что святыня находится в его замке под Парижем, в местечке Лирей. По всей видимости, Плащаница попадает к нему от его же родственника, главы ордена тамплиеров Нормандии, за 40 лет до того, как де Шарни впервые попытался публично выставить святыню.

С этого времени Плащаница побывала в нескольких городах Европы, не раз страдала от пожаров. С 1578 года она хранится в Туринском соборе Иоанна Крестителя.

•    Научный интерес к Туринской плащанице возник после сенсационного снимка фотографа-любителя Секондо Пиа, сделанного в 1898 году на Международной выставке религиозного искусства, где Плащаница была представлена как плохо сохранившееся полотно древних христианских художников. Обрабатывая фотопластинки, Пиа неожиданно для себя обнаружил на одной из них удивительно четкое изображение: лицо мужчины с красивыми правильными чертами. Это произвело на Пиа сильнейшее впечатление, он всю ночь перепроверял результат. Выходило так: на Плащанице запечатлено негативное изображение Человека, а позитивное можно получить, сделав негатив с Плащаницы. Свои восторг и удивление Пиа зафиксировал в воспоминаниях, из которых ясно: он ни минуты не сомневался, что на этом полотне — образ Христа.

•    В 1978 году были разрешены прямые научные исследования Туринской плащаницы. Группой ученых руководил профессор Академии ВВС США и университета Колорадо-Спрингс, специалист по спутниковой съемке и лазерному оружию Джон П. Джексон. В результате тщательно проведенных работ были получены ответы на два важных вопроса — о природе изображения и о природе пятен крови на полотне. Вот выводы:

1. Изображение не является рукотворным, то есть это не рисунок художника. Оно появилось на полотне как следствие химического изменения молекул ткани. Причины изменения — реакции дегидратации, окисления и разложения, «то есть — ожог», — поясняет Джексон.

2. Пятна крови появились на Плащанице до возникновения на ней образа. Дальнейшие химические исследования доказывают, что кровь была человеческой, группа АБ. По характеру пятен видно, что Тело очень свободно отделилось от кровяных сгустков на Плащанице. Этот факт необъясним, ведь, покрывая тело, ткань неизбежно присыхает к ранам, а значит, при обычных условиях ее пришлось бы «отдирать». Но в данном случае Тело как будто прошло сквозь Плащаницу.

•     В 1988 году три небольших фрагмента Плащаницы были отправлены в лаборатории Оксфорда, Цюриха и Аризоны для проведения радиоуглеродного анализа. Результаты исследований оказались сенсационными: Плащаницу датировали ХIV веком. Однако в 2005 году химик Рэй Роджерс, участник экспертиз 1988 года, заявил в видеоинтервью, вышедшем на канале «Discovery»: «Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными».

•     В 2002 году святыню отреставрировали — с основного полотна были удалены 30 заплаток, а также так называемая «голландская подкладка», к которой в 1534 году, после случившегося пожара, была пришита ткань Плащаницы (подкладку заменили на новую). Таким образом реставраторам удалось изучить и сфотографировать оборотную сторону реликвии. Тогда же специалисты очистили Плащаницу от загрязнений и остатков сгоревшей ткани.

•     В XX веке Туринскую плащаницу открывали для всеобщего обозрения лишь четырежды, в последний раз — в юбилейном 2000 году. Доступ к Плащанице, который был открыт в 2010 году с 10 апреля по 23 мая, связан с тем, что нынешний год Католическая Церковь посвящает «созерцанию Страстей Христовых». По подсчетам организаторов показа святыни, за сорок дней перед ней смогли помолиться более 2,5 миллионов паломников со всего мира.

•     В мире на сегодняшний день существует пять точных копий Туринской плащаницы, снятых с оригинала в 1997 году профессором Джоном Джексоном. Одну из них Джексон передал в Москву, в Сретенский монастырь, где под началом российского физика Александра Белякова создан центр изучения Туринской плащаницы.

1 - Стигматы (раны от гвоздей) на запястьях и стопах.

2 - Рана от копья.

3 - Лик.

4 - Кровоподтек — рана от тернового венца.

5 - Следы бичевания покрывают всю спину и ноги.

6 - Следы от пожара.

7 - Фрагмент ткани взят на исследование радиоуглеродным методом в 1988 году.

 

Редакция выражает благодарность директору Российского центра изучения Туринской плащаницы Александру Белякову за помощь в подготовке материалов

0
0
Сохранить
Поделиться: