
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Говорят, что раньше в Церкви священники говорили, будто Земля плоская и стоит на трех китах. Но в итоге наука победила религию и доказала: Земля – круглая.
Про «китов» в христианстве никогда не было и малейших упоминаний. Зато о шарообразности Земли еще в VIII веке самый авторитетный средневековый христианский энциклопедист Беда Достопочтенный писал: «Когда мы говорим, что Земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга.»
С точки зрения Православной Церкви вопрос о форме планеты Земля (шар, диск или полусфера) и окружающего ее неба (купол/сфера) не имеет догматического значения и может решаться произвольным образом, о чем свидетельствует древняя святоотеческая традиция Античности и Средневековья.
1. Святые отцы о шарообразной модели Земли
Прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 753) фиксирует легитимность шарообразной модели Земли в «Точном изложении православной веры»:
«Некоторые утверждают, что земля шарообразна, другие же признают ее конусообразной… Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно… находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу… Другие же представляли небо в виде полушария, основываясь на словах боговдохновенного Давида: простираяй небо яко кожу (Пс. 103, 2), т. е. как шатер… Впрочем, так ли это или иначе, но все произошло и утверждено божественным повелением» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава VI. О небе).
Свт. Василий Великий (330 — 379) допускает, что Земля может быть как шаром, так и диском, ввиду того, что Священное Писание не сообщает ничего определенного по данному вопросу:
«Писавшие о мире, рассуждали о фигуре Земли, что она такое, шар ли, или цилиндр, или походит на кружок, со всех сторон одинаково обточенный, или на лоток, имеющий в средине впадину (ибо ко всем сим предположениям прибегали писавшие о мире, и каждый из них опровергал предположение другого), но я не соглашусь признать наше повествование о миротворении стоящим меньше уважения, потому что раб Божий Моисей не рассуждал о фигурах, не сказал, что окружность Земли имеет сто восемьдесят тысяч стадий, не вымерил, насколько простирается земная тень, и как эта тень, падая на луну, производит затмение. Если умолчал он о сем, как о бесполезном для спасения, то ужели за это слова Духа Святого сочту маловажнее человеческой мудрости? (Василий Великий. Беседы на Шестоднев, 9)
Свт. Григорий Нисский (335 — 394) исходит из представления о шарообразности Земли в своем объяснении чередования дня и ночи, что было бы немыслимо, если бы шарообразная модель Земли противоречила Священному Писанию и православной догматике:
«…При появлении солнца над землей тень её обращается в противоположную сторону, потому что шарообразная поверхность не может в одно и то же время быть кругом объята лучом, но по всей необходимости, на какую часть земли отбросит солнце лучи, без сомнения, делаясь неким сосредоточением шара, на другом конце прямого поперечника будет тьма, и таким образом на прямо противоположном конце по прямой черте идущего луча непрестанно сопутствует солнечному течению тьма, так что надземное и подземное место по очереди в равной мере бывают во свете и во тьме; так и о всем ином, что усматривается в виде стихий на нашем земном полушарии, естественно не сомневаться, что то же самое бывает с этим и на другом полушарии» (Григорий Нисский. «Диалог о душе и воскресении», речь от лица сестры Макрины).
Свт. Амвросий Медиоланский (340 — 397) называет Землю и звезды шарами; вообще весь видимый космос по святителю также имеет шарообразную форму:
«Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:12–13). Ибо Он содержит шар земной и землю совершенно из ничего сотворил» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Мы пойдем туда, где рай сладости, где Адам, попавшийся разбойникам, теперь не знает, что значит оплакивать раны свои, где и сам разбойник радуется вступлению в Царствие Небесное, где нет ни туч, ни громов, ни молний, ни ярости ветров, нет ни мрака, ни сумерек, ни лета, ни зимы, где не будет смены времен года, ни стужи, ни града, ни дождя, где не будут нужны ни это солнце, ни луна, ни шары звезд, но будет сиять одна только светлость Божия (3Езд. 7. 42)» (Амвросий Медиоланский. О благе смерти).
«Мир имеет началом своим Бога, а также по Его произволению хотя и шарообразен, но не вечен» (Амвросий Медиоланский. Шестоднев).
«Изначала сам мир, когда соединились атомы стихий в пустоте, сгустился, подобно незатвердевшему шару» (Амвросий Медиоланский. Письма 54–77).
Шаром Землю называет и Блаженный Иероним Стридонский (342 — 420):
«Никто не сомневается в том, что море покрыло голову Ионы, что он нисшел до оснований гор и достиг до глубины земли, как бы до верей и столпов, на которых, по воле Божией, держится шар земной, о чем в другом месте говорится: «Аз утвердих столпы ея» (Псал. 74, 4)» (Иероним Стридонский. Толкование на книгу пророка Ионы).
«Чрез Моисея освобождается народ Божий из Египта, но чрез Иисуса Христа из всего земного шара, по которому он разсеян. Это отчасти и теперь исполняется в мире, но вполне исполнится тогда, когда с востока и запада, севера и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом (Матф. 8. 11), так что после того как войдет полное число язычников, весь Израиль спасется (Рим. 11. 25, 26)» (Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию).
Прп. Беда Достопочтенный (672/3 — 735) доказывает, что по форме Земля является именно шаром:
«Глава 46. О том, что земля подобна шару. Когда мы говорим, что земля круглая, это не значит, что форма ее абсолютно круглая — ведь ее делает неправильной чередование гор и равнин; но если мы опояшем Землю [в любом направлении], соединив [мысленно] линиями все [пункты одинаковой высоты], мы получим фигуру абсолютного круга» (Беда Достопочтенный. De Temporum Ratione).
2. Святые отцы о шарообразной модели неба
Легитимность представления о шарообразности неба для Православной Традиции имплицитно подтверждается позицией древних отцов, которые высказывались в пользу шарообразной модели Земли (подразумевается, что такую же шарообразную форму в рамках данной модели по умолчанию имеет и окружающее Землю небо).
Блаженный Августин (354 — 430) отдельно проговаривает, что Священное Писание оставляет открытым вопрос о том, является ли небо по своей форме куполом (как предполагает концепция плоской Земли) или шаром (как предполагает концепция шарообразной Земли):
«Авторы наши имели правильное познание о фигуре неба, но Духу Божию, который говорил чрез них, не угодно было, чтобы они учили людей о подобных, бесполезных для спасения, предметах» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
«Какое, в самом деле, мне дело, со всех ли сторон небо, как шар, окружает землю, занимающую центральное место в системе мира, или же покрывает ее с одной верхней стороны, как круг?» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
Августин также поясняет, что образ шатра, используемый Писанием для обозначения неба одинаково приложим как к куполообразной, так и шарообразной модели неба:
«И действительно, наше сравнение [неба] с шатром, принимаемое даже и буквально, не представляет затруднения для тех, которые называют небо шаром. Весьма вероятно, что о фигуре неба Писание говорит сообразно с тою его стороною, которая находится над нами. Отсюда, если небо не шар, то оно — шатер с одной только стороны, которою покрывает землю, а если — шар, то — шатер со всех сторон» (Блаж. Августин. О книге Бытия, буквально. Глава IX. О фигуре неба).
ИСТОЧНИК: