22 декабря в Москве, в культурно-образовательном пространстве «Фавор», прошла открытая лекция журнала «Фома» – «“Щелкунчик”: как герой сказки стал известнее своего создателя?»
Марина Пахолкина – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры славянской филологии ПСТГУ рассказала, какие смыслы закладывал Эрнст Гофман в произведение, и как идея книги трансформировалась в балете и кино.
Лектор подчеркнула, что «Щелкунчик» – не единственный пример произведения, герой которого стал непохожим на первоисточник. Такая же участь постигла Кармен, Гамлета, Эсмеральду из «Собора Парижской Богоматери».
В ходе лекции слушатели узнали: чем балет Чайковского отличается от книги? Почему главный герой сказки – Дроссельмейер? Сколько пластов реальности в гофмановских произведениях? И правда ли, что «Щелкунчик» – далеко не самое популярное произведение Гофмана?
Марина Пахолкина отметила, что слава пришла к Гофману не сразу. Многие современники со скепсисом воспринимали его произведения, а некоторые и вовсе считали писателя сумасшедшим. Как и Шекспир, Гофман завоевал популярность после смерти.
В России книги Гофмана оказали большое влияние на культуру. Петр Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик», однако некоторые важные смыслы книги в нем опущены. Произведениям Гофмана присущи полифоничность и пересечение нескольких миров – чудесного и реального, земного и духовного. А в балете «Щелкунчик» отчетливо разделяются реальный мир взрослых и мир детского сна.
Такое различие объясняется особенностями славянской и западноевропейской мифологем. В русском фольклоре волшебные существа живут «в тридевятом царстве», до них герои добираются, преодолевая испытания. В то же время в немецкой и скандинавской традиции чудесное оказывается рядом. Однако главная мысль Гофмана прочитывается во всех интерпретациях книги: если человек перестает мыслить категориями «это бывает, а это – невозможно», то сам становится творцом своего мира.
Обсудив биографию и творчество Гофмана, слушатели выяснили, почему «Щелкунчик» воспринимается в мировом сознании как русская сказка и на кого из русских писателей оказал влияние Гофман?
В самом деле, полифоничность, истоки которой восходят к произведениями немецкого писателя, можно найти у Федора Достоевского и у Михаила Булгакова. Художественные принципы Гофмана продолжают интересовать писателей спустя столетия. А балет «Щелкунчик» давно воспринимается как неотъемлемая часть русской и мировой культуры и остается популярным до сих пор.
Лекция состоялась в рамках проекта «Христианские корни Запада и России», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Благодарим культурно-образовательное пространство «Фавор» за возможность проведения лекций, а слушателей – за открытость к обсуждению и интересные вопросы!