Вопрос читателя:
Здравствуйте. Когда-то я каждые выходные ходила в храм, исповедовалась и причащалась. Потом встретила своего будущего мужа в храме. У него была очень верующая мама. Когда собирались венчаться, на исповеди священник задавал много вопросов по сексуальной теме: девственны ли мы, рукоблудили ли, занимались ли какими то противоестественными сексуальными отношениями. Называл разного рода извращения, которые я даже не слышала никогда. Этот священник был духовник мужа мамы и я еще тогда подумала, что он спрашивает все это неспроста. На тот момент мы встречались уже 3 года и у нас были близкие отношения. Но мы оба, не сговариваясь, солгали на исповеди, что девственны. Потом, спустя года два, когда у меня уже родился сын, свекровь призналась, что это она попросила священника задать вопросы. Сказала в оправдание, что вырастет сын, будешь его женить и поймешь меня. С тех пор, а прошло уже 18 лет, я перестала ходить на исповедь. Была пару раз, когда попросили стать крестной, это была необходимость. Не могу переступить через себя, потому что была нарушена тайна исповеди, и я, и муж согрешили и солгали целенаправленно. Все эти годы меня это мучает. Я отдалилась от Церкви. Как исправить ситуацию и побороть себя? Что нужно было сделать? Рассказать на исповеди все как есть и попасть в ловушку свекрови? Как теперь исповедать этот грех, если я не доверяю священникам?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Во-первых, давайте честно скажем, что то, что произошло на той исповеди, ужасно и ни в какие каноны не укладывается. Исповедь — это не допрос с пристрастием со стороны священника на предмет соответствия, это покаяние, которое сам человек приносит Богу при свидетеле — священнике. «Аз же точию свидетель есмь» — читает священник молитву перед исповедью (для прихожан читает, обычно перед началом исповеди), свидетельствуя о том, что он только присутствует при покаянии, которое человек от своего сердца приносит Богу. Может быть, исповедь на предмет соответствия — это исповедь человека перед рукоположением в священный сан, ну тут да, тут более старшему священнослужителю реально нужно понять, точно ли возможно рукоположение. Когда же речь идет о личных отношениях, о браке, это собственный выбор человека и он сам — и тот, кого он берет в паре — для себя решают, подходят они друг другу или нет. Все! Брак — это взрослое решение двух взрослых людей. Я понимаю беспокойство свекрови, но я не могу уложить в голове саму идею о том, что надо сына и невестку проверить на предмет чего-то до брака: вы три года были вместе, вы решили пожениться, то есть три года свекровь ничего не волновало — а тут вдруг она решила, что да, пора? Не понимаю. И еще больше не понимаю, как поднялась рука так извратить Таинство исповеди и нарушить — правильно Вы говорите — не только порядок исповеди, переставив акценты, но и тайну исповеди.
Что Вам нужно было делать тогда? Необходимо было прервать исповедь и уйти, обратиться к другому священнику. А сейчас Вам бы очень хорошо было покаяться в том грехе обмана, изложив все обстоятельства дела, в том числе и то, что исповедь эту организовала свекровь. И еще думаю, что, может быть, имело бы смысл вместе с мужем прийти к тому священнику и задать ему вопрос о том, как вообще он смог нарушить Таинство исповеди (он свекрови потом рассказал все, я верно понял?) и на долгое время сделать так, чтобы Вы перестали доверять священству вообще. Если он жив еще, может быть, стоит сходить и сказать, хотя бы в назидание, да и Вам самой, Бог даст, станет легче.
Я понимаю, что сейчас Вы не доверяете священству. Но я точно могу сказать, что не все священники такие, как тот. Например, если кто-то из женщин изменяет в браке, Вы же не будете говорить, что изменяют все, верно? Или если кто-то крадет, Вы же не скажете, что крадут все, правильно? Вот так же и тут: если один раскрыл тайну исповеди, это не означает, что все раскрывают. В подавляющем большинстве берегут ее свято, потому что для нас, для тех, кто хранит тайну исповеди, это очень важный вопрос и отношения к тем, кто исповедуется, и нашего ответа перед Богом и сейчас, и после смерти, и на Страшном суде.
Вы сейчас, может быть, помолитесь Богу, почитайте мой ответ, подумайте о том, что я Вам написал, искренне сочувствуя тому, что случилось, попробуйте походить в храм просто помолиться на службах. А когда будете готовы, попросите священника, который Вам понравится, просто о разговоре. Поговорите с одним, с другим, поймете, к кому сердце лежит, и к нему и будете ходить исповедоваться. Постепенно, не сразу, с молитвой.