Вопрос читателя:

Здравствуйте! Скажите, в Таинстве Крещения СОЧЕТАНИЕ со Христом, и в Таинстве Евхаристии СОЕДИНЕНИЕ со Христом — это одно и то же? И если нет, то в чём разница? А может, Христос в обоих Таинствах просто входит в человека?

Сергей

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Здравствуйте, Сергей!

Соединение со Христом в Таинстве Евхаристии и Сочетавание Христу в Таинстве Крещения — не одно и то же.

Во время Таинства Крещения человек заключает с Богом договор, или по-церковнославянски, завет. Бог принимает человека как сына, дарует ему Свою благодать, просвещает его и опекает. Человек, в свою очередь, обещает Богу «добрую совесть» (ср. 1Петр. 3:21), то есть исполнение не только 10 заповедей закона Моисеева, но и следование букве и духу Евангелия. Этот союз Бога и человека напоминает брачный завет, который в чине венчания назван сочетанием мужа и жены. Как в Таинстве брака супруги обещают хранить друг другу верность, так и в Таинстве Крещения человек обещает Богу не служить иным богам. Это клятва буквально произносится человеком. На вопрос священника, «отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всея гордыни его», человек не только говорит «отрицаюся», но и дует и плюёт на дьявола, а после читает Символ веры, объявляя, что он верит во Единого Бога. Во время Таинства венчания читается отрывок из послания апостола Павла к Ефессянам, в котором отношения мужа и жены напрямую сравниваются с отношениями Христа и Церкви: «Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите жён своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:24-25). Сочетание человека и Бога в Таинстве Крещения — это брак Бога и человека.

О том, что такое соединение со Христом в Таинстве Евхаристии, очень хорошо написал преподобный Симеон Новый Богослов:

«Ту самую Пренепорочную Плоть, которую принял Господь от Пречистой Богородицы Марии и в которой от Неё родился, Он преподает нам в Таинстве <Причащения>. И вкушая её, мы имеем внутри себя — разумеется, только достойно причащающиеся — всего Воплощённого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Пренепорочной Девы Марии, сидящего одесную Бога и Отца, по слову Его же Самого: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). Вселяясь же в нас. Он не познается сущим в нас телесно... но бестелесно присутствует в нас и соединяется с существом и естеством нашим неизреченно и нас обоготворяет, так как мы становимся соестественными Ему, плотью от плоти Его и от костей Его»

(Слово 45. Преподобный Симеон Новый Богослов, Творения. В 2-х томах, Том первый. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014 г.).

Из этих слов святого мы видим, что соединение Бога и человека в Таинстве Евхаристии происходит не на уровне намерений и договоров, а существенно иначе. Господь поселяется в человеке, входит в него, как в сосуд, обожая всё его естество. Об этом же мы читаем в восьмой молитве ко Святому причащению святителя Иоанна Златоуста: «Недостоин я, Владыка Господи, чтобы Ты вошел под кров души моей. Но, поскольку Ты, как Человеколюбец, хочешь жить во мне, я дерзновенно приступаю».

Мир Вам и радость от Господа!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: