К семи годам у ребенка, как правило, уже сформировано чувство юмора. И смешные рассказы для детей 7 лет, вошедшие в эту подборку, помогают его оттачивать.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
Николай Носов. «Находчивость»
Трое мальчишек играют в прятки. Рассказчик, чтобы доказать соседу Котьке, что даже в обычной квартире можно спрятаться так, что тебя не найдут, забирается в чулан под старую рогожку. И действительно, ни Котька, ни брат рассказчика Вовка никак не могут его обнаружить. В процессе поисков мальчишки переворачивают всё в квартире вверх дном. А апофеозом становится момент, когда Вовка, чтобы проверить, можно ли спрятаться в комоде, забирается в него и застревает.
« — Вытащи меня! — взмолился Вовка. — Мне здесь в ящике страшно!
Котька выдвинул ящик и помог Вовке выбраться. Они вместе побежали в чулан. Котька споткнулся об меня и упал.
— Еще эту рогожку какой-то дурак здесь бросил! — закричал он и со злости как хватит меня ногой…»
В общем, мирная игра в прятки завершается ссорой. Ситуация трагикомическая, но знакомая многим по собственному детству. И правда, в азарте игры начинаешь забывать, что это всего лишь игра, и ссориться и обижаться по-настоящему. Вот об этом можно поговорить с ребенком, вдоволь посмеявшись над злоключениями героев рассказа.
2.
Виктор Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»
Дениска и Мишка вместе делают уроки и ведут смешные диалоги. Еще веселее становится, когда приходит папа, и Дениска задает им с Мишкой задачу, которая оказывается вовсе не математической задачкой, а задачкой-шуткой с подвохом. Папа попался на удочку и в ответ загадал свою задачу, про мальчишку-лентяя, которого утром не добудишься в школу. И Дениска неожиданно усмотрел там намек на себя самого.
Как всегда в рассказах Виктора Драгунского, здесь сквозит легкая-легкая грусть. Обиженный Денис уходит из комнаты, прячется за вешалку, мечтает о том, как он уедет из дома покорять целину (здесь придется объяснить детям смысл этой кампании и огромную ее популярность среди молодежи). Дениска представляет себе, как будут скучать по нему родители, и в этот момент приходит папа и примирительно говорит, что он вовсе не имел в виду Дениса и что вообще надо иметь чувство юмора.
Рассказ учит тому, что не стоит обижаться на шутки. Ирония и самоирония — отличная броня от колкостей.
3.
Владислав Крапивин. «След крокодила»
Из сборника рассказов «Мушкетер и фея»
Джонни Воробьев, главный герой сборника «Мушкетер и фея», после неоднократного просмотра в кино фильма «Джек, сын джунглей» (не гуглите, такого фильма нет, его придумал Крапивин) — затосковал «по заморским странам, жгучим тайнам и приключениям». И вот такое приключение намечается. На берегу ручья в тихом подмосковном городке, где происходят эти волнующие события, Джонни обнаруживает странный след. То ли крокодила, то ли вообще доисторического существа вроде лохнесского чудовища. И убеждает своих старших друзей — Сережу, Вику и братьев-близнецов Дориных — в необходимости устроить засаду на реликтового зверя. Это тянет за собой целую цепочку потешных, временами анекдотичных эпизодов. Ужасно смешно читать, например, про то, как ребята сооружают ловушку для чудовища, а в нее попадается дядюшка Вики.
Охотники на крокодила проявляются чудеса изобретательности, терпения, храбрости, но результатом всех этих героических усилий становится банальное открытие, которое способно разочаровать кого угодно. Оказывается, никакого чудовища не было, и объяснение происхождения таинственного следа весьма прозаическое. Но романтик Джонни не унывает:
«Подумаешь, нет крокодила, — снисходительно сказал Джонни. — Все равно было приключение. Понимаешь, Санечка? При-клю-че-ни-е».
В этом рассказе радует всё: феерические трюки, смешные положения, в которые попадают герои. И главная мысль, пронизывающая рассказ: жизнь может быть прекрасной, удивительной, полной приключений, как в увлекательном кино, если ты сам будешь человеком творческим, изобретательным, настоящим исследователем. «Жизнь была прекрасна. И она еще только начиналась. Впереди были сотни и тысячи встреч с разными загадками и приключениями. Встретятся, наверно, и настоящие крокодилы».
4.
Кир Булычёв. «Пропавшие гости»
Из цикла «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в ХХI веке, записанные ее отцом».
На Землю прибывает делегация с далекой звезды. К их приему готовится все человечество. В ХХI веке, как мечтали полвека назад и сам автор, и его читатели, человечество будет жить мирно и дружно, исчезнут предрассудки, разделяющие людей. Поэтому лабуцильцев, которые приземлились где-то неподалеку от Москвы, ищут действительно всем миром. Но не могут найти. Связь с ними прервалась, и выдвигается множество версий, вплоть до предположения о невидимости астронавтов.
Обнаруживает их, конечно же, Алиса, которая собирала землянику недалеко от дачи и увидела крошечных человечков в скафандрах. Своему папе она простодушно сообщает, что хотела оставить их себе: «Я думала, что они гномики из сказки». Комична сама ситуация, но особенно — диалог Алисы и ее отца. Логика Алисы, ее непосредственность вызывают и улыбку, и уважение. Эта девочка, которой в рассказе лет 6-7, сообразительна, умеет найти общий язык с кем угодно и обладает неотразимым обаянием. Ну и конечно, какой ребенок не захотел бы очутиться на ее месте и встретить удивительных существ, которые окажутся пришельцами с далекой звезды!
5.
Виктор Голявкин. «Вот что интересно»
Гога учится в первом классе, но знает только две буквы — «О» и «Т». Это его совершенно не огорчает, ведь всё, что ему нужно услышать, бабушка читает ему вслух. Гога — прекрасный манипулятор. Когда бабушка пытается учить его читать, мальчик тут же вызывается помыть пол или посуду, сходить в магазин, чем умиляет старушку. Манипулятивные приемы он применяет и к одноклассникам, которые хотят ему помочь научиться читать, и даже к учительнице. Лишь бы не учиться!
Но вот из долгой командировки возвращаются Гогины родители. Они в ужасе от того, что у них сын до сих пор не умеет читать. Родители и бабушка проводят секретное совещание и придумывают способ воздействия на хитрого Гогу.
И пока юный читатель хохочет над уловками Гоги, взрослые придумывают способ, как пристрастить ребенка к чтению. Он не нов, но эффективен. Надо начать читать вслух, а потом остановиться на самом интересном месте. И если книга захватит ребенка, как Гогу в рассказе, то будьте уверенны — он так захочет узнать, что было дальше, что начнет читать сам.
Финал забавный и обнадеживающий: «Он вскорости прочёл всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду. Вот что интересно!»
6.
Виктория Ледерман. «Маргарита и дядька Пират»
Из сборника «Уроков не будет!»
Первоклассница Маргарита — жутко избалованная девочка. Мама воспитывала ее одна и потакала всяческим капризам. Вот и выросла Маргарита своевольная, грубая, капризная, не признающая никакие авторитеты. И абсолютно несоциализированная: с детьми общаться не желает («они злые»), признает только общество мамы.
Когда пришла пора идти в школу, Маргарита жутко протестовала, но пришлось. Мама, которая всегда шла у дочери на поводу, все-таки настояла на своем. Правда, это сопровождалось Маргаритиными истериками, мамиными слезами и валерьянкой. Не очень-то смешно начинается этот рассказ.
Но вот Маргарита, вконец измучив своими капризами учительницу и маму, оказывается на попечении соседа — дяди Марата, которого Маргарита, враждебно настроенная ко всем людям, зовет дядька Пират. Маму увозят на «скорой» в больницу с аппендицитом. И сосед, которому поначалу тоже достается от вздорной и своенравной Маргариты, находит блестящий способ ее перевоспитания. По настоянию девчонки ведет ее в кино, но не на мультик, а на скучный какой-то фильм. Он, оказывается, как и Маргарита, ненавидел школу и все время сбегал с уроков, вот и не научился толком читать. В супермаркете, набрав полную тележку товаров, среди которых выпрошенная Маргаритой кукла и пирожные, им приходится все оставить на кассе: у дяди Марата не хватает денег, считать-то он не научился, математику прогуливал. Да и вообще у него денег уже нет, он же, как и Маргарита, хочет гулять, смотреть мультики, а на работу больше не станет ходить. Поэтому питаться они будут запасами макарон и гречкой. Никаких конфет, колбасы, апельсинов.
И в голове Маргариты начинает что-то проясняться.
Дядя Марат не педагог, он водитель. Но мудростью, тактичностью и терпением он напоминает Януша Корчака. Или Макаренко. Хотя у него шрам на щеке, густая борода и пахнущая бензином куртка. Но его воспитательные приемы куда гуманнее (и эффективнее), чем холодная тирания Маргаритиной учительницы Анна Андреевны.
Рассказ трагикомичный. Читатель с хорошим чувством юмора не раз усмехнется, улыбнется и даже расхохочется, следя за перевоспитанием строптивой Маргариты. И сделает правильные выводы: грубость, капризы, манипуляции окружающими — всё это не пройдет с такими, как дядька Пират. Его твердость, последовательность и искреннее сочувствие к избалованной, педагогически, как говорили раньше, запущенной девчонке действительно творят чудеса: она добровольно начинает ходить в школу и даже выполняет задания, которые искренне презирала до того. И потому рассказ читать и грустно, и смешно, и радостно в финале.
7.
Ольга Колпакова. «Полицейский класс»
Первоклассник Илья зачислен в класс, который учительница называет «полицейским». Если в других классах — музыкальном, художественном, хореографическом — поют, рисуют, танцуют, в общем, ведут творческую яркую жизнь, то в «полицейском» классе главное — учеба и дисциплина.
«Мы должны не просто показывать остальным пример, — говорила Оксана Эриховна. — Мы должны следить за порядком. Нужно смотреть, чтобы никто не бегал по коридору, не сидел на подоконнике, не доставал из рюкзака телефон, не выходил на перемене из здания школы…»
Илья тоскует по вольной жизни и завидует ребятам из параллельных творческих классов. Чинная, тихая и строгая атмосфера в «полицейском» классе угнетает мальчика. Он сравнивает себя с жуком, попавшим в банку и выпущенным из нее сердобольной девочкой. Этот рассказ как раз учительница разбирает на уроке и спрашивает Илью, как бы он поступил (имеется в виду, на месте девочки). Но Илья находится на своей волне и искренне озвучивает наболевшее: «Я бы тоже обрадовался и вылез».
Самое комичное в этом рассказе, что Илья неправильно услышал название класса, и он, этот класс, — лицейский! Мама убеждает сына, что в лицейском классе очень хорошее образование. Но суровая и холодная учительница отбивает всякое желание учиться. Рассказ и смешной, и печальный, и весьма актуальный.