Говорят, что юмор — скоропортящийся товар. Еще Чарли Чаплин утверждал, что шутки «живут» не более 10–15 лет, а затем безнадежно устаревают. Тем удивительнее, что над фильмами маленького человечка в котелке и с тросточкой продолжают смеяться и через сто лет. Смешить — совсем не простое дело, которое требует большого таланта. Поэтому если читатель смеется над книгой через сто лет после ее выхода в свет, значит, он держит в руках великую книгу. А если двенадцатилетний ребенок смеется над книгой вместе со взрослым, значит, он воспитан и развит как надо.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

1.

Антон Чехов. «Репетитор»

Принято считать, что образование в Российской империи было очень качественным, поэтому фраза Пушкина «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» вызывает недоверие у наших современников. Однако Антон Павлович Чехов в рассказе «Репетитор» подтверждает, что школьное образование во все времена было далеким от идеала. Егор Зиберов, гимназист-старшеклассник, подрабатывает, чтобы оплатить свою учебу. Он готовит к экзаменам двенадцатилетнего Петю Удодова. Чехов невзначай упоминает, что в прошлом году, несмотря на занятия с Зиберовым, Петя «срезался» на экзаменах. Судя по всему, на следующий год Петя тоже не станет гимназистом и нисколько не поумнеет. Ведь репетитор у него и сам двоечник, не способный решить довольно простую арифметическую задачу.

2.

Аркадий Аверченко. «Экзаменационная задача»

Аверченко часто придавал героям собственные биографические черты. Известно, что писатель с детства был явным гуманитарием и точные науки были для него мучением.

Семён Панталыкин — ученик гимназии, решительно неспособный к математике. Зато у него прекрасное воображение. Когда учитель задает задачу «из пункта А в пункт Б вышли два крестьянина...», Семен принимается фантазировать. Очень скоро безликие условия задачи обрастают все новыми подробностями. И вот уже перед мысленным взором Семена вместо крестьян вырастают два кабальеро, которые направляются в Санта-Фе. К концу урока один из них «лежит с простреленной грудью... одинокий, в пустыне, в тени ядовитого австралийского змеиного дерева». Семену, разумеется, поставят двойку. Но скажите, разве справедливо так обращаться с будущим писателем?

3.

Рэй Брэдбери. «Мальчик-невидимка»

Смешные рассказы для детей 12 лет

Что будет, если рассказать сказку про Терешечку с точки зрения бабы-яги? Именно так построен сюжет этого веселого и немного грустного рассказа. Жила-была в лесу старуха-колдунья. Впрочем, колдовство у нее никогда не получалось, сколько она ни смешивала магических зелий, сколько ни читала заклинаний. От тоски и одиночества она решила обзавестись приемным сыночком (своим дальним родственником). Заперла его в своей избушке, задумав оставить его у себя в лесу. Сначала мальчишка был категорически против, но старуха пообещала сделать его невидимым. Перед таким искушением ни один мальчишка не устоит...

4.

Генри Каттнер. «Жилищный вопрос»

Генри Каттнер относится к плеяде блестящих писателей-фантастов середины ХХ века, таких как Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн. Его истории отличаются ярким, оптимистичным чувством юмора и буйной фантазией, они понятны как детям, так и взрослым.

«Жилищный вопрос» — почти детективная история. Мистер Генчард не просто старичок на пенсии, которому всегда везет. Он скрывает роковую тайну. Ему удалось завести самых настоящих эльфов в миниатюрном кукольном домике, спрятанном под плотным покрывалом в его комнате. До поры до времени маленький народец оплачивает жилище, одаривая хозяина невероятной удачей. Но однажды мистер Генчард уезжает по делам и оставляет домик с эльфами на попечение бестолковой и чересчур любопытной парочки...

5.

Василий Шукшин. «Микроскоп»

Смешные рассказы для детей 12 лет

Над взрослыми дяденьками, которые покупают себе радиоуправляемые машинки и наборы «Лего», частенько смеются. А вот Василий Шукшин их прекрасно понимал. Он знал, что у человека, кроме насущного хлеба, обязательно должна быть какая-нибудь радость в жизни, например возможность поиграть. Папа из рассказа «Микроскоп» готов пойти на непомерный риск — утаить получку от своей строгой супруги. Это необходимо, чтобы осуществить заветную мечту и купить в городе дорогущий микроскоп. Теперь целыми днями папа с сыном будут проводить исследования микромира. Главное, чтобы мама не узнала, на какие средства куплен микроскоп. У Василия Шукшина во всех рассказах перемешаны смех и горечь.

6.

Михаил Жванецкий. «Два яблока»

Отец пытается научить сына сразу двум вещам: во-первых, арифметике, а во-вторых, абстрактному мышлению. Педагог из папы, прямо скажем, неважный. Непонятливость ребенка выводит отца из себя. С каждой секундой он горячится все сильнее и едва сдерживается, чтобы не схватиться за ремень. Несчастный ребенок никак не может сосчитать, сколько будет, если сложить два яблока. И немудрено. Отец не стесняется в выражениях и скоро переходит к прямым угрозам — обещает навсегда лишить сына гостей и дня рождения. Почему-то методы запугивания действуют на сына не так, как хочет папа. От «тихого скуления» мальчишка переходит к «всхлипываниям», а затем к «дикому реву». В героях этого рассказа кое-кто обязательно узнает себя.

7.

Виктор Коклюшкин. «Фотография на память»

Несмотря на то, что этот рассказ был написан около сорока лет назад, он остается актуальным на все времена. Папа собирает всю семью, чтобы сделать общую фотографию. Это очень непростое дело. Кто-нибудь из членов семьи постоянно портит снимок. У младшего сына отнимают конфету, и он начинает рыдать. Бабушку отправляют на комод, чтобы она вошла в кадр, а маме предлагается втянуть щеки с этой же целью. Домочадцы норовят расползтись в разные стороны и не понимают, как трудно папе-фотографу. Поистине, если в конце концов удастся сделать этот снимок, то он будет историческим.

8.

Валентин Постников. «Вкусные картины»

Класс отправляется на экскурсию в Третьяковскую галерею. Ребята не желают как следует погружаться в мир прекрасного. Поэтому с самого начала культурное мероприятие сопровождают досадные недоразумения. Большинство полотен известных русских художников детям хорошо известны. «Утро в сосновом бору», «Девятый вал», «Портрет неизвестной» ребята неоднократно видели на конфетных обертках. И чем дальше группа проходит по залам Третьяковки, тем голоднее становится. Учительница рисования никак не может угомонить своих не в меру эрудированных учеников.

9.

Виктор Голявкин. «Тыква в сундуке»

Если у человека есть любовь к земледелию, то она обязательно проявится. Герой этого рассказа решил вырастить тыкву на балконе, в условиях городской квартиры. Выросла репка... то есть тыква... большая-пребольшая. Мальчишка в восторге! Он воспринимает плод своего труда как самое настоящее, восхитительное волшебство. Ведь он сам, собственными руками вырастил плод из маленького семечка. Герой не расстроится даже после того, как увидит громаднейшие тыквы, выращенные на школьном приусадебном участке. У других тыквы обыкновенные, а у него — сундучная, единственная в своем роде, самая лучшая!

10.

Григорий Горин. «Почему повязка на ноге?»

Шутка перестает быть шуткой, если нуждается в объяснении. Об этом остроумно и точно говорит Григорий Горин. Придя в гости, он рассказывает короткий анекдот. Пациент приходит к врачу. Врач спрашивает: «Что у вас болит?» Пациент отвечает: «Голова». «А почему повязка на ноге?» — интересуется врач. «Сползла...» — объясняет пациент. Все вокруг смеются, кроме одного человека в строгом деловом костюме. Тот сохраняет каменное выражение лица, потому что не понял юмора. Желание понять «что смешного?» доводит делового человека до исступления, а для рассказчика «непонятный» анекдот превращается в настоящую пытку. Между тем веселая чепуха на то и чепуха, что не требует никаких объяснений. Детям это прекрасно известно.

0
0
Сохранить
Поделиться: