Многие родители считают, что к девяти годам ребенку пора заканчивать чтение сказок на ночь. Нужно переходить к более серьезной, познавательной литературе. Сказки убираются на дальнюю полку, для будущих поколений. И напрасно! Сказки напоминают о главном: как сохранить в себе человека, что такое честь и благородство, как просто совершать ошибки и как трудно их исправить. Мы включили в эту подборку сказок для детей 9 лет лучшие образцы русской и зарубежной литературы, небольшие по размеру, глубокие по смыслу.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
«Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче»
Этот маленький шедевр древнерусской литературы многократно пересказывался и переписывался народом. Источниками для сказки об отважном и храбром богатыре Еруслане служат русские героические былины, арабские легенды. В сюжете об этом герое черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, когда писал поэму «Руслан и Людмила». Читать ее — значит знать истоки родной культуры.
2.
Степан Писахов. «Морожены песни»
Сказки Писахова уникальны. Они написаны на неповторимом северном диалекте, сохраняют живое очарование русской речи. Казалось бы, их можно читать и маленьким детям, ведь они совсем короткие. Однако из-за сложной местной лексики и необычного синтаксиса только дети постарше и взрослые могут ими насладиться в полной мере. «Морожены песни» — гимн народной культуре, написанный человеком, который отдал ей все свое сердце.
3.
Анатолий Елисеев. «Сказки-потешки»
В авторский цикл «Сказки-потешки» входят четыре короткие бытовые сказки — «Яичко», «Лутоня», «Обижуля» и «Дыра». Фольклорные сюжеты с блеском пересказал человек-легенда Анатолий Елисеев — художник, писатель, актер. Он познакомит ребенка с лучшими образцами народной речи. Пересыпанные пословицами и поговорками, смешные истории все-таки требуют от читателя подготовки — маленьким детям они не подходят из-за сложности синтаксиса, многослойности смыслов, языковой игры.
4.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Эта сказка требует подготовки и начитанности, поскольку в ней много устаревших слов и реалий. Антоний Погорельский написал ее 1829 году, и она считается одной из первых литературных русских сказок для детей. Готическая атмосфера, все эти подземелья, рыцари, таинственный маленький народец делают «Черную курицу» неповторимой историей с важным посылом к ребенку: «Дал слово — держи!»
5.
Владимир Одоевский. «Городок в табакерке»
Эта литературная сказка создана в жанре сна. Ребенок, озадаченный сложностью музыкальной табакерки, засыпает и попадает внутрь устройства. Все детали механизма становятся для него очеловеченными, и он понимает, как шкатулка работает. Однако у Владимира Одоевского была и другая задача: показать ребенку, как все взаимосвязано в этом мире. Как уничтожение одной «ненужной» детали может привести к разрушению всего механизма.
6.
Павел Бажов. «Каменный цветок»
Где-то в уральских горах живет таинственная и даже страшная Хозяйка Медной горы. Ей подвластны подземные богатства. В ее владениях цветет, как живой, каменный цветок. Тот, кто его увидит, потеряет всю радость жизни, зато взамен получит знание об истинной красоте камня, превратится в настоящего творца. Данила-мастер готов заплатить эту цену. Один из самых глубоких сказов Павла Бажова — о природе творчества и труда.
7.
Вильгельм Гауф. «Карлик Нос»
Якоб — красивый, веселый мальчишка, который помогает родителям торговать на рынке овощами. Однажды, когда к его прилавку подходит нищая старуха и принимается ругать товар, мальчик дает волю языку. Он дерзко разговаривает с покупательницей, а делать этого не следовало. Ведь старуха оказалась могущественной колдуньей и в отместку превратила Якоба в противного карлика. В пересказах и экранизациях сказка Вильгельма Гауфа многое теряет, поэтому читать ее лучше в неадаптированном виде. Это история об искуплении, о преображении человека, которое требует от него напряжения всех сил.
8.
Оскар Уайльд. «Мальчик-звезда»
Оскар Уайльд писал грустные притчи, но «Мальчик-звезда» (иногда переводилась как «Звездный мальчик») — это история душераздирающая. Она рассказывает, как тщеславие и гордыня ослепляют человека и он перестает видеть вещи в их истинном свете. Страданиями, долгими мытарствами, лишившись всего, чем так дорожил, человек возвращает себе истинное зрение. Только тогда он сумеет вместо грязной нищенки увидеть перед собой блистательную королеву.
9.
Льюис Кэррол. «Приключения Алисы в стране чудес»
«Алису в стране чудес», по традиции, читают совсем маленьким детям, но на самом деле это сложная сказка. Появившись на свет в XIX веке, она незаметно заняла позиции притчи об устройстве современной цивилизации, можно сказать, стала пророчеством. Ребенок, прочитав «Алису» в возрасте лет девяти, сумеет увидеть ее отголоски во многих образцах популярной культуры, оценить юмор и языковую игру. Героиня сказки научит его принимать вещи такими, как они есть, и задавать вопросы, даже если на них нельзя получить ответы.
10.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Сохранить чистоту души, обретая жизненный опыт, — с точки зрения Экзюпери, это и есть главная задача, которую каждый человек на Земле пытается решать в меру своих сил. Маленький принц — существо с другой планеты. Он смотрит на вещи иначе. Читая эту сказку, невозможно не вспомнить слова апостола Павла: Мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3:19).