Эпоху Возрождения часто сравнивают с мрачным тысячелетием Средневековья (от падения Западной Римской империи во второй половине V века, до итальянского Ренессанса). Тысячу лет человечество якобы не могло преодолеть застой и регресс, а после Возрождения начался расцвет культуры. следуя этой логике, во времена Средневековья наблюдался сплошной застой и даже регресс, а вот в эпоху Ренессанса начался несомненный прогресс, обращение к человеку…
На самом деле все далеко не так просто и однозначно. У европейского Средневековья были свои взлеты и падения, а знаменитый французский медиевист Жак ле Гофф говорил о «долгом Средневековье», которое завершилось лишь к началу XIX века.
Впрочем, эпоха Возрождения подарила миру образцы высокого искусства Убедиться в этом можно на выставке, которая проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Академии Каррара, одного из известных музеев Италии, который находится в городе Бергамо.
На выставке представлено 58 произведений живописи художников эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других. Эти произведения позволят зрителю проследить развитие искусства Италии в XV - XVI веках.
В отличие от средневекового искусства, для эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, когда центром мироздания считается человек, его тело, чувства и разум. Но художники того времени были далеки от неверия в Бога и обращались в своих работах к религиозным сюжетам.
Посетители выставки смогут увидеть, как события Священной истории осмыслялись живописцами эпохи Возрождения.
Кстати, на некоторых из итальянских мастеров повлияла византийская традиция: после падения Византии в 1453 году многие художники переехали в Италию.
Предлагаем читателям небольшую «прогулку» по выставке, с остановками у некоторых работ.
Беноццо Гоццоли «Мадонна Смирение» (около 1449 – 1450).
Совсем маленькая работа живописца эпохи Раннего Возрождения притягивает зрителя своей красочностью и декоративностью. Золотое покрывало, роскошные одеяния, земля, напоминающая богатый яркий ковер. Кажется, что перед нами сказочный сад. И на фоне это красоты –смиренный лик Девы Марии. То есть это не просто сад, а символ целомудрия. Как в Песне песней Соломона «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4:12).
Витторе Карпаччо «Рождество Богоматери» (1502 – 1504)
Работа из цикла, написанного для Скуолы дельи Альбанези в Венеции - религиозно-благотворительного братства, объединявшего беженцев из Даллации, которые спасались от турок. События картины развиваются в венецианском палаццо. Тщательно выписанные детали интерьера, спокойные жесты многочисленных персонажей: перед зрителем – целая Вселенная, не ограничивающаяся домом, ведь анфилада комнат уводит взгляд и дальше – во двор.
«Воскресение Христово»
Работа практически не известного в России автора Джованни Бонконсильо (Марескалько). (Между 1525-1530 годом). В руке Христа, возвышающегося на фоне закатного неба, флаг, который говорит о Его победе над смертью, о Его триумфе. Триумфе, который не видят уснувшие в нелепых позах странники. Наверное, поэтому, следы страданий и истязаний практически не заметны, даются лишь намеком.
«Благословляющий Спаситель».
Совсем иначе выглядит Христос в работе Сандро Боттичелли (1495-1500) В сознании многих людей Боттичелли - создатель изящных, полных гармонии женских образов. В этой работе речи о гармонии быть не может. Ведь перед зрителем – благословение страдающего Христа.
Картина написана уже после того, как Боттичелли услышал проповеди Савонаролы. Пламенный проповедник изменил взгляды художника. Боттичелли постепенно осознал трагичность мира.
«Положение во гроб»
Ужас смерти можно увидеть в работе Лоренцо Лотто (1513 – 1517). Богоматерь с постаревшим, искаженным от внутренней боли лицом. Мужчины - участники погребального трагического действа - заняты, кто поправляет плащаницу, кто пытается положить тело Учителя в место Его последнего упокоения. Один из героев даже поставил ногу на гроб, чтобы было удобнее. Художник внимателен к деталям: на переднем плане – гвозди, терновый венец, чуть дальше от них – молоток, свернутая веревка, инструмент для вытаскивания гвоздей. Произведение очень эмоционально, кажется, что можно услышать звуки того горя, которое испытывают герои.
«Рождество Христово»
Работа Пьетро Перуджино (около 1504 года) наполнена спокойствием, ясностью и чистотой. Зрители словно включаются в молитвенное благоговейное предстояние перед Младенцем, вместе с Девой Марией, святым Иосифом, пастухами…
«Портрет девочки из семейства Редетти»
Не очень знаком широкому кругу российских зрителей один из крупнейших портретистов XVI века Джованни Баттиста Морони. На выставке в пушкинском не отпускает от себя маленькая работа (около 1570) – проникновенный трогательный детский портрет.
«Мадонна с Младенцем»
Работа, которую начал Антонелла да Мессина, а потом в 1480 году закончил Якопо ди Антонелло Младенец сидит на подушке и держит в руках две вишни.
На выставке можно увидеть, как художник по-разному подходит к раскрытию одного и того же сюжета. «Мадонна с младенцем» (1476) Джованни Беллини, которого называют реформатором венецианской живописи, наполнена скорбным предчувствием.
Дева Мария словно пытается защитить, удержать Младенца, понимая, что сделать этого невозможно. Особую сдержанную трагичность подчеркивает и синиее одеяние Девы Марии, и темный фон.
В работе Беллини под таким же названием, написанной в 1485 – 1487 году, трагизм смягчен, но взгляд Девы Мари остается грустным. В целом здесь больше гармонии, спокойствия.
Очень интересны работы миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).
Выставка в Пушкинском музее продлится до конца июля.
Работы, представленные в Пушкинском музее, дают возможность посетителям задуматься, почему Алексей Федорович Лосев в своем труде «Эстетика Возрождения» писал: «У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, такое сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. Здесь средневековая маска вдруг спадает и перед нами оголяется творческий индивидуум Нового времени, который творит по своим собственным законам. Такое индивидуальное творчество в эпоху Возрождения тоже понимали как религиозное, но ясно, что это была уже не средневековая религиозность. Это был индивидуалистический протестантизм, крепко связанный с частнопредпренимательским духом восходящей буржуазии».
Далее Лосев пишет: «…все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутврежденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и беспомощность человеческого субъекта». Как-то не очень сочетается с привычным энегельсовским, вроде безоговорочным и радостным: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов…» ?