Рождество — это начало пути Христа на Голгофу. Что же тут праздновать и чему радоваться? – Православный журнал «Фома»
Рождество — это начало пути Христа на Голгофу. Что же тут праздновать и чему радоваться?

Рождество — это начало пути Христа на Голгофу. Что же тут праздновать и чему радоваться?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения. В каждом дыхании, в каждом ударе сердца уже заключено немного умирания — все это толчки, приближающие нас к концу», — говорит Фердинанд Грау, герой романа Ремарка «Три товарища». Жизнь неизбежно заканчивается смертью, и если в ней нет никакого высшего смысла, то можно сказать, что человек рождается, чтобы умереть. Тогда все происходящее в ней — не более чем мираж, призванный отвлечь человека от страха смерти и заглушить чувство безысходности. Напротив, если жизнь наполнена смыслом, который выходит за рамки материального мира, то смерть — лишь этап на пути к вечности. Этап неприятный, пугающий, в каком-то смысле противоестественный, но не конец существования. Если бы жизнь Иисуса Христа просто закончилась распятием на кресте, то, действительно, для рождественской радости не было бы никакого основания. Однако замысел Бога простирался за пределы Голгофы.

Рождество Христово — величайшее событие, разделившее нашу историю на периоды до и после. На землю пришел Тот, Кого ждали многочисленные поколения, начиная с Адама. Пришел, чтобы освободить человечество из-под власти греха, уничтожить смерть и вернуть людям утраченное достоинство и блаженство. «Ради нас родилось Дитя младое, Превечный Бог», — поется в рождественском кондаке, особом праздничном песнопении. Как же тут не радоваться? Да, Сын Божий, воспринявший в Своем воплощении на земле человеческую природу, прожил трудную жизнь, полную скорбей и страданий. Да, Его смерть была мучительна и ужасна. Но без этого было бы невозможно наше спасение. Вспомним, что за распятием и погребением последовало чудо Воскресения из мертвых, в котором смерть была попрана смертью. А за Воскресением — Вознесение, когда восстановленная человеческая природа во Христе была посажена одесную Бога (Мк 16:19), т. е. включена в реальность бытия Святой Троицы.

Так что Рождество Христово, безусловно, радостный праздник. Но есть и другие чувства, которые вместе с радостью наполняют душу в рождественские дни, — благоговение перед Богом и благодарность Ему. В святоотеческом богословии феномен рождения, жизни и смерти Спасителя называется кеносисом, или, в переводе с греческого, истощением или уничижением. Первым этот термин употребил апостол Павел в Послании к Филиппийцам: Он (Иисус. — Прим. авт.), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (т. е. не держался за Свое равенство Богу. — Прим. авт.); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп 2:6–7). Бог, Который есть совершенный, не испытывающий ни в чем недостатка Дух, из любви к роду человеческому добровольно соединяется с человеческой природой, подчиняется законам ее развития, становится одним из нас и тем самым дает нам возможность стать причастными Своей божественной жизни. «Оно (Слово Божие. — Прим. авт.) вочеловечилось, чтобы мы обожились», — писал Афанасий Великий («Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти»). Или, другими словами, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом.

Своей жизнью Иисус Христос убрал дистанцию между землей и небом, вызванную грехопадением, возвратил людям возможность непосредственного богообщения и открыл человеку путь на то самое Небо, где Он — истинный Бог и истинный человек — теперь постоянно пребывает.

Радость Рождества — это не безрассудное веселье, а радость со слезами благодарности на глазах. Мы знаем, какие испытания предстоит претерпеть божественному Младенцу, как и Он знал об этом. Но это не умаляет нашего чувства, а скорее делает его более трезвым и осознанным. В атмосфере рождественского фейерверка, светящихся витрин и праздничных застолий это помогает сохранить внутри себя тишину той вифлеемской ночи, а в тишине услышать ангельское пение: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:14).

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (15 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
6 января 2022
Теги:
Поделиться:

  • СУРАЕВА ОЛЬГА
    СУРАЕВА ОЛЬГА2 недели назадОтветить

    С Рождеством Христовым нас всех, Бог нас хранит, а наше Единство
    это и есть спасение мира, во Славу Божию!
    России необходимо обратить особое внимание на приграничные
    области с Казахстаном, ведь не зря в Оренбургской области, во
    многих районах и деревнях основались, те кто травил наших граждан
    контрафактным алкоголем, и нагло ведут себя, запугивая местных
    жителей. А, теперь, возможно, это они и устроили террористические
    погромы в Казахстане. Все это очень опасно и для россиян!
    А, вот куда эти банды будут возвращаться с награбленным, вопрос?
    Нужно быть начеку нам всем! Храни нас, Боже! 6.01.22.
    Рождественское вхождение в Вечность Божиего Рая!
    О, человек, раскрой в себе Мой Мир,
    И, возродись внутри – Благой Вселенной!
    Познал страданья смертные и жизнь, как миф,
    Ну, а теперь войди всей сутью – в Живую Суть Нетленную!
    По Милости Духовной, родился Бог в Сыне Христе,
    Чтоб Личность стала Сотворцом Живого Бога!
    И пробужденная – Богоосознанность вся стала на лице
    И в стати Человека, что принял Бога Дорогу!
    Бог – Человеку, Человек – для Бога!
    И сообщающийся Сосуд сей – Сотворец
    Мистерии Животворящей, дарующей Основу,
    Той Вечной Жизни, что возрождает в Сыне – Бог Отец!
    Казалось бы, так просто все, твое лишь нужно желание,
    Чтоб жаждали Сыны и Дочери познать Суть Бога Творца,
    Тогда Он передаст навечно Любви Бесконечность Сознания
    И Бог воплотится в Личности, как Сын или Дочь Отца!
    А, коль осознан ДУХ, как БОГ-
    Отцом представленный миру!
    То, Рай, уже в вас – Благость, множественность Даров,
    Чтоб познать в себе вам Любовь Его, Мудрость и Силу!!!
    25.12.21.