К 11 годам большинство детей уже знают о событиях Великой Отечественной войны, как от родителей и учителей, так и из литературы, кино... В этом возрасте ребенок уже способен осознать, каким трудом советский народ смог добиться Победы. А помочь в этом могут книги, которые понятно и правдиво описывают события военного времени. В этой подборке рассказы о войне для детей 11 лет дают примеры подлинного героизма, отваги и стойкости советского народа.
1. Леонид Пантелеев. «Главный инженер»
Зачастую в военных рассказах для детей главными героями становятся ребята-школьники. Таков и рассказ «Главный инженер» известного писателя Леонида Пантелеева.
Действие разворачивается в блокадном Ленинграде. Однажды зимним днем мальчик Леша Михайлов предложил ребятам ради забавы построить снежную батарею рядом с настоящей зенитной батареей. После выполнения задачи дети разошлись по домам, как вдруг прилетел немецкий самолет, который разбомбил снежную постройку. Леша испугался, что его будут судить за затею с батареей. В самом деле, вскоре солдаты увезли мальчика в штаб на разговор с полковником. Но, вопреки опасениям Леши, его не стали судить, а наоборот, попросили построить побольше таких батарей. Тогда ребята принялись за дело, возвели двенадцать снежных батарей, которые со временем стали бомбить немцы. Так школьники отвлекли внимание врага от настоящих военных объектов. За это Леше, как автору идеи, дали медаль «За оборону Ленинграда».
2. Лев Кассиль. «У классной доски»
Уже по названию понятно, что сюжет связан со школой. Действительно, действие рассказа происходит в сельской школе, где преподает всеми любимая учительница Ксения Андреевна. Но идет война, село находится на оккупированной территории, неподалеку гремят бои, а в ближайших лесах скрываются партизаны. Однажды в село приехали немецкие разведчики. Они завели не успевших укрыться от опасности детей в класс и стали расспрашивать о местонахождении партизан.
Учительница и школьники отказались выдавать своих. Тогда немцы стали угрожать убить Ксению Андреевну, и один из ребят, Костя Рожков, согласился показать, где партизаны. Когда мальчик вышел из-за парты, чтобы нарисовать план, он ударил немца доской, затем выпрыгнул в окно и убежал в лес. Немецкие солдаты пытались стрелять, но, промахнувшись, лишь привлекли внимание партизан, которые вовремя подоспели на помощь. В результате фашистов взяли в плен, а учительница Ксения Андреевна, знающая немецкий, помогала их допрашивать.
Суть рассказа — никогда нельзя сдаваться в ситуации, которая кажется безвыходной.
3. Валентина Осеева. «Андрейка»
Андрейке, главному герою рассказа, семь лет, но он в столь юном возрасте уже столкнулся с ужасами войны. Старший брат ушел на фронт, поэтому все обязанности ложатся на плечи мальчика. Он старается помогать матери во всех домашних делах: носит воду, готовит обед, чинит забор. В финале мальчику исполняется двенадцать лет. Следуя примеру брата, Андрейка решает стать ремесленником.
Валентина Осеева показывает тяжелую судьбу многих детей военной поры. Андрейке пришлось быстро повзрослеть, чтобы помочь матери. Домашние дела он ставит выше собственных желаний, поэтому отказывается идти с ребятами купаться на речку: «Пойдем, пойдем! — передразнивает их Андрейка. — Вам бы только бегать без толку! Антон на фронте… Кто матери помогать будет?» Эти слова звучат поистине по-взрослому. Можно сказать, Андрейка становится настоящим главой семьи.
4. Алексей Николаевич Толстой. «Русский характер»
Рассказ о танкисте Егоре Дремове. До войны Егор был простым деревенским парнем. Трудился в колхозе, любил и уважал родителей. Была у молодого человека и невеста Катя. Однако война разрушила счастливую и спокойную жизнь героя. Во время одного из сражений на Курской дуге танк Дремова подбили. Из горящей машины Егора вытаскивает раненый водитель. Он рискует собственной жизнью, но не бросает товарища в беде.
Тем не менее, главное в рассказе — не военные подвиги героев. После сражения Дремов получает серьезные ожоги, которые до неузнаваемости уродуют его лицо. Вернувшись во время отпуска домой, Егор не решается представиться семье и любимой девушке своим именем, поскольку боится напугать их. Позже на фронте он получает письмо от матери, где она рассказывает ему о своих сомнениях. Сердце матери невозможно обмануть — она чувствует, что к ней приходил сын. Тогда Егор признается родным, что это действительно был он. Родители с гордостью принимают сына, а невеста Катя говорит, что всегда будет любить его. Ведь достоинство человека заключается в его поступках, а не внешности.
5. Анатолий Митяев. «Мешок овсянки»
Тяготы военного времени показаны в рассказе Анатолия Митяева «Мешок овсянки». В голодные дни, когда дороги размыло осенними дождями, солдат Лукашук нашел в траншее мешок овсянки и принес его товарищам. Не успели они обрадоваться удачной находке, как у мешка нашелся хозяин — незнакомый рыжий солдат, который забрал овсянку назад. Недовольный Лукашук из зависти сказал несколько грубых слов незнакомцу, чем дело и закончилось.
Спустя некоторое время героя ранили во время наступления. Очнувшись, он увидел рыжего санитара, который вывез его с поля боя. Лукашук узнал в своем спасителе солдата, унесшего найденный им мешок. Оказалось, что овсянка нужна была для собак, которые таскали санки с ранеными. Вот так мешок овсянки сначала спас собак от голода, а потом уж и Лукашука — от гибели.
6. Сергей Алексеев. «Злая фамилия» (Из книги «Сталинградское сражение. 1942–1943»)
У Сергея Алексеева есть множество рассказов о войне, которые будут интересны детям 11 лет. Одно из таких произведений повествует о солдате, который имел необычную фамилию — Трусов. Из-за этого над героем постоянно смеялись окружающие.
Но однажды Трусов попал в бой под Сталинградом, где уничтожил два вражеских пулемета и двадцать немцев. За проявленную смелость и решительность героя наградили медалью. После этого никто больше не смел шутить над его фамилией.
7. Вениамин Каверин. «Последняя ночь» (Из сборника «Пролог. Путевые рассказы»)
Один из лучших рассказов о самопожертвовании. История сразу начинается с тяжелого момента: двум лучшим разведчикам, Тумику и Корневу, комиссар дает задание уничтожить вражескую батарею, хотя бы и ценой собственной жизни.
И вот бойцы проводят ночь перед отправкой на задание. Автор подробно описывает мысли Тумика перед приближающейся смертью. Герой вспоминает своего отца, своего друга, свою девушку. И вспоминая их, ощущает, что воюет за всю Отчизну и что смерть его не будет напрасной: «Недаром же я жил на земле». Корнев в свою последнюю ночь пишет письмо родным.
Наутро становится понятно, что в ходе выполнения задания выживет только один. Вспоминая, как товарищ пишет письмо своей семье (у него жена и маленький ребенок), Тумик понимает, что Корнев не может умереть, поскольку его ждут дома. Будущее своего сослуживца герой ставит выше своего, поэтому во время жребия намеренно берет две целые спички, обрекая себя на смерть: «Они условились: вернется тот, кто вытащит целую спичку. И Тумик взял в обе руки две целые спички…»