7 лет — время вступления ребенка в ответственный период жизни, школьный. Появляются новые задачи, новые люди и новые, уже не малышовые проблемы. Рассказы для детей 7 лет помогут юным читателям научиться анализировать поступки других и сопоставлять их со своим жизненным опытом.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
Аркадий Гайдар. «Чук и Гек»
Гайдаровский «Чук и Гек» по праву можно назвать лучшим русским детским рассказом ХХ века. В нем есть все, что должно быть в произведении для детей: занимательный сюжет, захватывающие приключения, запоминающиеся характеры, добрый юмор. Нет, наверное, взрослого человека, который не помнил бы его содержание.
В Москве, «далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете», живут со своей мамой два брата, Чук и Гек. Имена странные, и нигде не называются настоящие, «паспортные» имена ребят, но Гайдар был великий придумщик и попал в точку, назвав своих героев именно так. А папа у них геолог и уже год не был дома: «У него еще много работы, и его в Москву не отпускают». И вот незадолго до Нового года отец присылает письмо и приглашает всю семью к себе на таежную базу. Мама, у которой, как пишет Гайдар, был не тольковеселый, но и решительный, твердый характер, отправляется за несколько тысяч километров от столицы с двумя довольно хулиганистыми мальчишками-погодками, а с такими особенно сложно, пока они маленькие.
Накануне отъезда братья повздорили, и в пылу битвы Гек выкидывает в форточку коробочку с богатствами Чука (фантики от конфет и прочие «очень нужные вещи») и телеграммой от отца. А в ней он просил отложить приезд, так как его геологическая партия уходила на две недели в тайгу. Мальчишки утаили от матери инцидент, и, когда они прибывают на маленькую таежную станцию, выясняется, что их никто не встречает, а нужно ехать «еще километров сто тайгою». А дальше — веселые и страшноватые приключения, романтика зимней тайги, волнующее предчувствие Нового года и подготовка к нему и, конечно, встреча с отцом и долгожданное воссоединение семьи.
В рассказе никакого «моралитэ», но твердая позиция Гайдара по многим вопросам то и дело обозначается прямо и весело.
2.
Юрий Сотник. «Гадюка»
Невероятно смешной и трогательный рассказ, комедия положений.
Школьник Боря возвращается в Москву из деревни, где он гостил у бабушки. Вместо того чтобы отдыхать, играть с другими ребятами, он две недели трудился: ловил ужей и лягушек для школьного террариума. Все это Боря с удовольствием рассказывает попутчикам в переполненном вагоне: «Вы знаете, какую мы пользу школе приносим... Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется!»
Со всех сторон слышатся одобрительные реплики: «Занятный какой мальчонка! — Маленький, а какой сознательный!» Но тут выясняется, что Боря везет еще и гадюку, а гадюка сбежала из банки и прячется где-то под лавками. И начинается самое интересное и уморительное. Весь вагон приходит в движение. «Двое парней-ремесленников подсаживали на вторую полку опрятную старушку: “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!” На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой второй полки свешивалось по нескольку пар женских ног… Со всех сторон слышались десятки голосов, и возмущенных и смеющихся: “Миша, проснись, гадюка у нас!” — “А? Какая станция?...”»
Целая галерея человеческих характеров, и все по-разному проявляются перед лицом опасности. Общительный интеллигентный старичок в панаме враз оказывается на третьей полке. А лейтенант и мальчишки-ремесленники (учащиеся ремесленного училища) хладнокровно обследуют вагон в поисках змеи. Ну и сам Боря отчаянно и самозабвенно ищет свою подопечную.
Казалось бы, финал предсказуемый: гадюку надо уничтожить. Но — удивительное дело — люди, только что пережившие самую страшную войну (рассказ написан в 1947 году), видевшие смерть врагов и друзей, отнюдь не сентиментальные, проявляют милосердие к ядовитой змее. И дело тут даже не столько в жалости к твари Божией — для них они просто «гады эти», как называет Бориных подопечных одна из пассажирок, пожилая колхозница. Другой пассажир, усатый рабочий, резонно замечает: «Нехорошо выходит. Не для баловства малый ее везет. Убивать-то вроде как и неудобно». Его поддерживает уверенный и насмешливый загорелый лейтенант: «Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Посмотрите на мальчонку: ведь работал человек, трудился!»
Рассказ без тени дидактизма преподносит современным школьникам и их родителям важный урок. О том, что от школы, оказывается, можно не только требовать «образовательных услуг», но и потрудиться на ее благо. И этот «общественно полезный труд» вызовет неподдельное уважение у всех слоев населения: у рабочих, колхозников, военных, интеллигентов («гражданин в пенсне» и старичок в панаме, явно профессорского звания). А еще в нем звучит понятное только тем, кто помнит советские годы, уважение к общественной собственности. Забавно звучат слова о том, что за убийство гадюки могут «привлечь» как за порчу школьного имущества (они даже у пассажиров вызывают дружный смех). Но в каждой шутке есть доля правды, это поймет и современный юный читатель.
И пусть все это нынешним детям, воспитанным зачастую в совершенно иной системе координат, удивительно — тем лучше, пусть узнают, что можно думать не только о себе, но и о других.
3.
Евгений Пермяк. «Надежный человек»
Детские рассказы и сказки этого писателя, ровесника ХХ века, уроженца Пермского края (отсюда и псевдоним) сегодня не так популярны, как в 1960–80-е годы, а зря. Они написаны увлекательно и добротно. И если некоторые сказки по манере напоминают «Уральские сказы» старшего друга Евгения Пермяка, Павла Петровича Бажова, то рассказы для дошкольников и младших школьников отличаются узнаваемым стилем. Они лаконичны и четко доносят до юного читателя, как должен поступать порядочный человек, хотя бы еще и не взрослый.
Первоклассник Андрюша Рудаков очень гордится своим отцом — отважным летчиком-испытателем — и старается быть таким же справедливым и храбрым, за что пользуется уважением в классе. А вот его соседка по парте Ася — отчаянная трусиха. Один ее вид вызывает жалость: «Она была самой маленькой в классе, и пальцы у нее были похожи на тонюсенькие гвоздики». Правда, сочувствие к соседке у Андрюши проявляется своеобразно. Он «воспитывает в ней смелость»: подкладывает в портфель тараканов и приносит страшных пауков. «К весне я научу ее брать в руки живую мышь и отбиваться от самой приставучей собаки», — с гордостью объявляет Андрюша учительнице Анне Сергеевне.
Мудрая учительница понимает этот благородный порыв своего ученика: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам». Но тем не менее рассказывает ему довольно интригующую историю. Когда-то в том же самом классе сидели за одной партой мальчик Вова и девочка Аня. Вова — здоровый и крепкий, Аня — болезненная и слабенькая. Вова всегда помогал Ане в учебе, а когда она повредила ногу, каждый день, не обращая внимания на насмешки ребят, возил ее в школу на санках. Финал у этой истории неожиданный. Оказывается, Вова — это папа Андрюши, летчик-испытатель. Аня — Андрюшина любимая учительница. Рассказ Анны Сергеевны произвел такое сильное впечатление на Андрюшу, что на следующий день он пришел к Асе и объявил ее бабушке, что теперь будет провожать девочку до школы и домой. Он понял, что заботиться о человеке можно и таким способом, конечно менее эффектным, чем подбрасывание ему в портфель пауков и ужей, но зато щадящим и деликатным. И не менее действенным. «Они шли мимо лающих, скалящих зубы собак, мимо шипящих гусей и бодливого козла, но Асе было не страшно. Потому что рядом с ней шел смелый, надежный товарищ по школе, по парте, по звену — Андрей Рудаков».
Этот рассказ не портит даже прямолинейность, с которой автор транслирует главную мысль: не надо никого насильно «улучшать». Надо быть более гибким в отношениях с людьми. И тогда обретешь действительно надежных товарищей.
4.
Виталий Коржиков. «Крокодилыч»
Этот случай произошел в одном из кругосветных плаваний моряка и писателя Виталия Коржикова. Однажды их судно зашло на маленький тропический остров за водой. Выяснилось, что остров кишмя кишит крокодилами. И дикими, и почти ручными, которых специально разводят на продажу — ими заполнены все каналы вдоль улиц. Повар Вася покупает маленького крокодильчика. Вся команда полюбила симпатичного озорного малыша, ставшего героем множества комических эпизодов. То в сапог к боцману залезет и шутливо цапнет его за ногу. То пробежится по свежепокрашенной палубе и наследит по всему кораблю. А Вася вечерами напевал Крокодилычу, как назвали малыша, песни под гитару: «Мы с ним еще повеселимся, поплаваем, посмотрим на Африку, на Америку».
Но вот кораблю пришло время отчаливать. Вася посадил крокодильчика в таз с водой. Качнулся пароход, таз накренился, и Крокодилыч шустро выпрыгнул в воду и поплыл обратно на остров, в свою Крокодиловку. Сокрушается Вася: «Ни в Америку, ни в Африку не захотел… Удивительное дело!» Но у Коржиков готов ответ: «А что ж тут удивительного? Америка — она, конечно, Америка, Африка — Африка. Но видно, и крокодилу — хоть он и крокодил — все-таки родная речка дороже».
Ни слова нет в рассказе про любовь к родине, патриотизм и ностальгию по родным березкам. А именно этому он и учит — незаметно, но прочно.
5.
Станислав Востоков. «Игрушка»
Из сборника «Рябиновое солнце»
Рассказ прямо «ковалиный», как сказали бы поклонники творчества писателя Юрия Коваля. Есть в нем и лиризм, и теплая улыбка, и задумчивость, и легкая грусть, понятная взрослым читателям, но услышанная и чуткой детской душой. Рассказчик колет дрова и замечает в небе ворону, которая выделывает умопомрачительные воздушные фигуры, играя с осенним листочком. Хозяйственная соседка Анна Петровна, вежливо поддержав беседу («Ишь! Прямо как моя Мурка!»), тем не менее наставительно произносит: «А ты бы все-таки дрова доколол».
Так сталкиваются два мировоззрения: романтическое, созерцательное у рассказчика, который с интересом наблюдает за вороной, и приземленно-практическое у Анны Петровны. Она рассуждает, конечно, здравомысляще и благоразумно, но лишает себя радости общения с живой природой. А рассказчику дана эта тихая радость и умение видеть поэзию в самых простых вещах. Хотя бы в сухом листочке, который истрепала, играя, ворона. «Увязал я дрова, сложил в сарай, а потом снова поднял дырявый лист. Посмотрел я на него и решил, что такому листу самое место в книге. И написал про него рассказ. Вот этот самый».
Станислав Востоков, как профессиональный натуралист, много лет изучавший повадки диких животных в разных странах мира и работавший в Доме птиц в Московском зоопарке, не мог не обратить внимание читателей на то, что воронам свойственно игровое поведение. Такая деталь обогатит новыми знаниями и, может быть, вызовет уважение к этим таким прозаическим и привычным, но таким умным птицам, способным на интеллектуальные развлечения.
6.
Кир Булычёв. «Свой человек в прошлом»
Из книги «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в ХХI веке, записанные ее отцом».
Незадолго до поступления в школу Алиса Селезнева, человек самостоятельный, коммуникабельный и очень любознательный, оказывается вместе с папой, зообиологом, сотрудником Московского зоопарка, в Доме ученых на демонстрации испытания машины времени. Сотрудник Института времени после небольшой лекции о принципах работы машины времени предложил желающим испытать ее действие на себе. И пока «научная общественность» размышляет, не опасно ли это, на сцену выбегает инициативная Алиса.
«— Алиса, — крикнул я, — немедленно вернись!
— Не беспокойтесь, — сказал представитель института, — с ребенком ничего не случится.
— Со мной ничего не случится, папа! — весело сказала Алиса.
В зале засмеялись и начали оборачиваться, ища глазами строгого отца».
Так Алиса ненадолго оказывается в 1975 году и общается с неким писателем-фантастом, в квартире которого установлена кабина машины времени. Писателя зовут Аркадием (намек на Аркадия Стругацкого, чьи совместные с братом Борисом произведения были невероятно популярны в 70-е годы). Он по роду деятельности иногда бывает в будущем и отражает это в своих книгах. Вернувшись, Алиса рассказывает собравшимся ученым об увиденном в прошлом: Москва 1975 года — «очень удивительный и невысокий город». Но главное — писатель дарит ей свой роман, «толстую старинную книгу». Один из ученых, почтенный академик, просит подарить эту книгу ему, ведь это уникальное первое издание фантастического романа «Пятна на Марсе», а девочка еще не умеет читать. Но дерзкая Алиса отказывается: «Я скоро научусь и сама прочту». И это справедливо. Кто способен рискнуть, кто не боится нового и неизведанного, но при этом не теряет головы, тот достоин награды.
Героиня рассказов Булычёва Алиса — неплохой пример для подражания. Открытая, искренняя, дружелюбная, бесстрашная, не теряющая самообладания ни в какой ситуации, да к тому же наблюдательная, с удовольствием впитывающая новые знания и умеющая их применять — разве не таким хотели бы видеть своего ребенка большинство родителей? Рассказы Кира Булычёва способны мотивировать к этому юного читателя.