<...> Сейчас, когда я пишу эти строки, у нас самое замечательное время года — весна, время после Пасхи. Душа радуется и чувствует себя полноценной. Наверное, это и есть самое здоровое состояние души, близкое к норме, — радость. Христос так обращался к своим ученикам: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15: 11). Действительно, пришла радость, и чувствуешь ее как здоровье души, естественное состояние, которое хочется удержать навсегда и жить этим чувством с утра до вечера, и не будет тогда усталости.
Такая радость не равна удовлетворению. Ведь есть, конечно, и такая маленькая радость, что сегодня «на уроке не проверили домашнее задание». Сказал в кавычках, поскольку сюда укладывается любой вариант, когда не надо отвечать за сделанное или за несделанное. Нет ответственности — и в этом есть кажущееся ощущение свободы. Маленькая радость.
Но в маленькой больше удовлетворения, чем настоящей радости. Пасхальная же радость скорее знакома подсолнуху, которому удалось повернуть голову к солнцу. В пасхальной радости есть состояние свободы, и не случайно Антоний Сурожский подарил своему духовному сыну Алексею Фоогду книгу «на радость», он хорошо знал это переживание.
Однако по опыту своей христианской жизни я знаю, что скоро (относительно скоро) эта пасхальная радость от меня отойдет, как будто какие-то силы растащат ее по клочкам, спрячут по всяким щелям, и мне придется эту радость искать и отстаивать заново.
Силы, что крадут радость, назовутся в дальнейшем событиями повседневной жизни, необходимостью работать, заботами о семье, о детях, но какая разница, как их назвать! Главное — вместо радости появится суета. А суета — конец свободы.
Тогда я начну вспоминать: как хорошо было во время Великого поста, как легко! Хотя на самом деле было совсем не легко — с трудом давались молитвы, с трудом приходилось уворачиваться от всяких соблазнов. «Вот искушение!» — любимая фраза православных людей во время поста. «Искушение» — это то, что совсем неожиданно ломает все твои планы быть христианином хотя бы 40 дней в году.
Да, искушения были, но и настрой был решительный. Ведь главное во время поста и даже до его начала — это правильно настроиться и выбрать цель. Не ставить каких-то общих размытых задач: к Пасхе, мол, я стану хорошим, а сразу выбрать нечто определенное — скажем, хорошо бы обуздать свой гнев или приступы раздражения — и с этим работать. Когда работаешь с конкретной задачей, то и искушений меньше, ведь смотришь больше вперед, туда, где цель, а не по сторонам.
И вот — пасхальная ночь! Мы с прихожанами проходим несколько кварталов в темноте по ночному Амстердаму. «Ангели поют на небесех...» — поем и мы на двух языках: славянском и голландском, чтобы жители этих кварталов, смотрящие из окон, тоже имели представление о православной Пасхе. У ворот храма читаем Евангелие, здесь уже добавляется английский язык, и, наконец, возглас: «Христос воскресе!» Теперь языков, на которых звучит этот возглас, уже не счесть, ведь мы многонациональны в Амстердаме, и всех надо одарить радостью. Понеслись вскачь песни утреннего канона, когда на каждой песне очередной священник, покружившись с кадилом около престола, выскакивает к народу с новостью: Христос воскрес! Знаем, знаем, отвечает народ, воистину воскрес!
«...Воскрес как победитель Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение».
Вот ведь, действительно, как мудро, именно этого и не хватало женам-мироносицам, бежавшим в ночи и от страха ничего не сказавшим, и апостолам — мира в душе и радости.
Пение продолжается: «Пасха, радостью друг друга обымем, о Пасха!» С радостью обнимаем мы и ближних и дальних — праздник состоялся! Душа ликует, душа радуется, душа чувствует, что это и есть здоровая норма христианской жизни. Да, так и должно быть, недаром каждое воскресенье года должна повторяться Пасха: каждая воскресная литургия — отражение литургии пасхальной, ее маленькая икона.
Пасха должна приходить заново с каждым воскресным днем, но вот, однако, не получается. Потому и рождается странная, казалось бы, тоска по Великому посту: скорей бы снова пост. Ведь иначе, без поста, здоровья не хватает, чтобы сопротивляться новым искушениям...<...>
Данная публикация - отрывок из книги протоиерея Сергия Овсянникова "Книга про Свободу" издательства "Никея".
Памяти протоиерея Сергия Овсянникова. Богословие Свободы: настоящая свобода христианина.
В этом году в ночь Рождества Христова умер протоиерей Сергий Овсянников.
Удивительный человек. Утонченный, добрый, открытый пастырь. Ученик митрополита Антония Сурожского.
Отец Сергий служил Богу и людям в Амстердаме.
В этом многогранном городе самые разные люди находят что-то важное, свое: шедевры живописи и архитектуры, гражданское равноправие, прямые или искаженные образы свободы. Но, наверное, каждый, кто бывал в общине, созданной отцом Сергием, находил атмосферу любви, доверия и подлинной христианской свободы. И в каждый свой приезд в Москву или Санкт-Петербург отец Сергий неизменно привозил эту атмосферу, так что рядом с ним всегда дышалось свободно и хотелось быть собой.
28 февраля издательство "Никея" организует вечер памяти отца Сергия.
Гости встречи:
- Борис Братусь - профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и научный руководитель факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова
- иерей Пётр Коломейцев - декан факультета психологии МПИ св. Иоанна Богослова
- протоиерей Александр Борисов - настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине,
- Елена Садовникова, президент Фонда духовного наследия митрополита Антония Сурожского
- Мария Батова - музыкант, певица. Занимается старинной музыкой
- Фредерика де Грааф - психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа имени В.В.Миллионщиковой, автор книги «Разлуки не будет». Ведущий эксперт в области психологического сопровождения в паллиативной медицине
Ждем Вас, 28 февраля, 19.00, Актовый зал РПУ, Новая площадь 12
Вход свободный!
Фото www.orthodox.nl