4-ый класс – подходящее время для изучения Основ православной культуры – считают участники социологического опроса, проведенного фондом «Серафима Саровского». Но при этом, большинство отмечают, что одного года для изучения этого предмета недостаточно. «Я думаю, что эти программы должны иметь пролонгированный характер. Может, меньше объем, но растянут на несколько лет» – высказывает свое мнение один из опрошенных, катехизатор. С этим соглашаются и преподаватели ОПК: «1 год в 4-ом классе – что очень мало, ребенок забудет. Его бы начинать с 1-ого класса, пусть это будет внеурочная деятельность». Вместе с тем, учителя отмечают, что на данный момент увеличить объем изучаемого предмета не удастся – нет достаточного количества подготовленных кадров.

Напомним, предмет “Основы православной культуры” – является одним из шести модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор предмета осуществляют ученики или родители.

 

Заместитель директора центра социального обслуживания граждан

Я бы, может даже, и расширила немножко все-таки. Я бы не с 4-ого, а с 1-ого по 4-ый. Когда они взрослеют.. хотя не знаю, повзрослеют – может, больше к этому придут. Вот сейчас он у меня маленький – 4 года – а мы ему все время что-нибудь на эту тему говорим: так делать нельзя, Боженька накажет, неправильно себя ведешь. Понимаете, вот как-то с детства, с малолетства, и он уже начинает прислушиваться. Мне кажется, с детства лучше. С 1-ого класса вводить.

Помощник главы администрации

С учетом того, что я слышу о том, какие изменения происходят в образовании сегодня, какая нагрузка возлагается на первоклассника, я против такой нагрузки. Это напрочь отбивает у маленького ребенка желание чему-то учиться. Чем мы раньше будем вводить этот предмет, тем это увеличит нагрузку, и просто не достигнем того результата, на который этот курс ориентирован. Отторжение будет, потому что это будет усталость, которая ни к чему хорошему не приведет.

Катехизатор

Конечно, ОПК важный предмет. Не только с точки зрения православных верующих, но и с академической точки зрения. И, конечно же, изучать его только в одном классе - этого недостаточно. В четвертом классе ребенок может многого не понять. Надо дублировать позднее - в старших классах.

Катехизатор

Начинать можно и с этого. Вопрос опять же в том, какие знания давать. Там на уровне детской Библии и жития святых, адаптированные для детей. Возможно, да. Так сказать, можно эти знания давать детям. Но другое дело, что они должны продолжаться. Чтобы на следующий год они могли получить уже более серьезную информацию. Что касается любого предмета. Сначала даются азы. Палочки, потом из них пишутся буковки, буковки складываются в слоги, а слоги в слова, слова – в предложения. С азов можно начинать уже в 4-ом классе. Но не грузить детей более серьезными вещами. То есть, тот же самый Пушкин: у него есть и сказки, а есть Дубровский, Евгений Онегин. От простого к сложному – как в любом обучении. Я думаю, что эти программы должны иметь пролонгированный характер. Может ,меньше объем, но растянут на несколько лет.

Руководитель отдела религиозного образования

Конечно, нашу культуру, нашу веру нужно изучать тем раньше, тем лучше, но и не заканчивать ее обучение в дальнейшем. В идеале, наше желание, чтобы он изучался на протяжении нескольких лет. В 4-ом классе этим предметом не возможно овладеть полностью. Церковь старается проводить обучение, начиная с систем дошкольного образования, далее – начальные классы ( это 4-ый класс, на данном этапе), и в средней и старшей школе такое просвещение необходимо. Но на данном этапе, сложно говорить о его наполнении и правильной организации.

Катехизатор

Стоит его растянуть. Мне кажется, этот узенький курс, какое-то короткое время, потом пробелы – потеряется. Лучше, даже если маленькими порциями, но на большее время растянутый.

Катехизатор

Я, наверное, консерватор. Считаю, что ОПК надо попозже, по возрасту дети не готовы. Их можно сориентировать силами взрослого педагога, но как такового сознания нет. Я бы предпочла, чтобы его перенесли на более взрослый возраст. 6-7 класс. Мне кажется, что, если начинать с 4-ого класса, то этот предмет вести надо хотя бы до 7-ого. Не 1 год – это точно. Я это говорю и как педагог, и как верующий. Одного года мало.

Учитель ОПК

1 год в 4-ом классе – что очень мало, ребенок забудет. Тем более, что это зачастую не подпитывается в семье – это забудется. Его бы начинать с 1-ого класса, пусть это будет внеурочная деятельность, а может быть, и урок начинать. Пусть даже 1 час в неделю, но это ежегодно и закреплять. Ну а подкрепляется и так, допустим, в программе литературы подкрепляется: жития святых изучаются, но не всех, а все равно где-то есть эта программа, и во внеурочной деятельности может быть. Но опять-таки это зависит от учителя – если я заинтересована духовно, я это делаю. А у нас учителя не подготовлены. С кадров надо начинать, с подготовки кадров. Курсы – это тоже формально. Кто ведут курсы: они в НИРО изучили что-то 72 часа, пришли рассказали другим 72 часа. Ни о чем курсы. Есть учителя, я знаю таких, которые начали ходить в храм, стали исповедоваться, интересоваться, советоваться со священниками, а правильно ли они говорят. Есть, но таких мало. Честно – мало. Подходящий, но нужно и раньше, и позже, и всегда.

Катехизатор:

С ребенком нужно в идеале и с 1 класса заниматься. Вопрос кто и как будет заниматься.

 

Преподаватель ОПК

 

Я думаю, что в общем неплохо в 4 классе это всё идет. Просто хотелось бы хотя бы два года...Или к примеру уже в 5-6-7 классах ребята изучают историю города. И может, к истории города прибавить ну хотя бы какую-то часть, которая будет посвящена религии в городе. Это будет православие, ислам и другие мировые религии. В общем, если добавить в историю города — было бы здорово.

Преподаватель ОПК

Нет, вот это вот самый подходящий возраст, потому что детям от 9 до 11 лет, в среднем 10 лет детям, т.е. они уже все понимают, они все осознают, свою социальную роль, признают полностью себя. И это как раз тот самый период, когда эти азы нужно закладывать. Они так это больше воспринимают. Они, предположим, те же ситуации, которые возникают, которые мы обсуждаем на уроке, они уже больше здраво, скажем так, примеряют на себя – а как бы они поступили? А что бы они сделали? Т.е. у них больше идет осознания. Т.е. в более раннем я бы не рекомендовала.

 

Преподаватель ОПК

Раньше. Через предмет, литературу, через язык, окружающий мир, это раньше нужно аккуратно, как прививка против тяжелой болезни. Но нет педагогов, не готовятся педагоги в таком объеме, они опасаются как бы не сказать что не так. Из моего опыта есть уже взрослые люди, учителя - это родители моих учеников и учителя наши , они даже идут молодые заниматься , воцерковляться , катехизацию проходят, я горжусь ими, они идут не через сердце , а пока что через ум, а потом они проникаются и многие остаются в этой среде и сами могут вести уже этот предмет. Это здорово, но это единицы, люблю статистику, из 13 учителей 2 вошли в такую среду активно.

 

В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»"

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».

 

0
1
Сохранить
Поделиться: