Вопрос читателя:

Здравствуйте. Взрослое поколение — верующие, но не постящиеся, — запрещают проводить свадьбу детям в Успенский пост. Дети, которые в семье никогда не видели, чтобы взрослые постились в этот пост, не знали о нем, назначили дату торжества, оплатили большую часть, но, когда позвали родных, столкнулись с ультиматума и скандалами со стороны родственников. Затрачено много сил и средств на подготовку, подрядчики не идут на уступки, не переносят дату и средства не возвращают. Молодожены, если откажутся, теряют все, поскольку родственники не настроены помогать материально при переносе даты, а у детей уже просто не будет средств на свадьбу. Самое интересное со стороны родных — что они не постятся, едят весь пост продукты животного происхождения и, главное, всегда празднуют день рождения бабушки. Как разрешить конфликт? Правы ли родственники? Или с их стороны не подобающе не соблюдать пост, отмечать свои праздники, но запрещать это делать детям? Заранее благодарю и будьте благословенны.

Ксения

Ответ священника:

Дорогая Ксения, поскольку вопрос задан в сентябре, получается, что мы обсуждаем какую-то грандиозную свадьбу, которая заказана за год до торжества, причем на таких условиях, что уже сейчас ничего нельзя переиграть, верно? Честно говоря, я теряюсь по этому поводу, что же там за торжество, что нельзя договориться, но, наверное, этот момент следует оставить и сконцентрироваться на главном — имеют ли родственники право запрещать молодым регистрироваться в Успенский пост.

В принципе, мы живем в таком обществе, когда старшее поколение может сообщить детям о своем отношении к тем или иным их поступкам, урезать свою помощь в том, с чем они не согласны, но если дети уже выросли и опираются только на себя, нет правила, что они непременно должны последовать советам старших. Во многих ситуациях к опыту старшего поколения действительно стоит прислушаться, но нужно также отдавать себе отчет в том, что это поколение не всегда право, равно как и молодые люди. Иными словами, возраст не делает решения старших автоматически единственно правильными.

Что касается веры, я убежден, что воспитывать человека в вере нужно в детстве. Да и не только в вере. Когда человек уже взрослый, воспитание невозможно, можно только наблюдать плоды полученного/данного воспитания и видеть, возможно, в том числе и ошибки и пробелы этого воспитания.

Судя по письму, семьи, о которых идет речь, не являются воцерковленными и не живут по церковным правилам. Неудивительно, что выросшие дети вообще не в курсе постов и церковных правил. И родителям, полагаю, нужно честно отдать себе отчет в том, что дети выращены вне Церкви и странно было бы от них ожидать вдруг внимания в правилам христианского благочестия. Если родители сами сейчас задумались о собственной духовной жизни и о том, какое место Христос занимает в их жизни, им надо заняться своим воцерковлением под руководством священника, о детях крепко молиться и по мере возможности делиться с ними теми открытиями, которые будет приносить церковная жизнь. При этом нужно понимать, что, если они сами приходят к Богу только сейчас, в зрелом возрасте, то и дети не факт что именно в молодости обратятся к Богу. И если есть благое желание и детей приобщить к Церкви, вдруг и враз это никак не получится. Молитва, любовь, разделение своих впечатлений и своего опыта и много терпения, чтобы дождаться момента, когда дети тоже заинтересуются духовной жизнью.

Что касается свадьбы, христиане не заключают брак в пост, потому что в пост мы воздерживаемся не только от определенных продуктов, но также от определенных развлечений и супружеской жизни. Брак заключается для того, чтобы супруги начали в том числе и интимную жизнь, а раз в пост она невозможна, то и заключение брака в пост нелогично, поэтому и ждут окончаний поста — и тогда уже венчаются.

В ЗАГСе брак можно зарегистрировать в пост и даже отметить это событие, но, если так вышло с регистрацией, тогда для христиан будет нормально дождаться окончания поста, чтобы повенчаться и начать жить полноценной супружеской жизнью.

Я слышал также, что некоторые избегают заключать в брак в пост, потому что якобы примета плохая, но это совершенно не христианский подход. Про христианские резоны я написал выше. Возможно, именно это родители и пытались донести до молодых.

Я бы посоветовал в данной ситуации молодым (поскольку времени до свадьбы еще почти целый год) задуматься о своих отношениях с Богом, о смысле постов и о том, что это значит для них. Возможно, хороший компромиссный вариант — это зарегистрировать брак, отпраздновать это прекрасное событие, а с началом семейной жизни подождать до окончания Успенского поста.

Я бы сместил фокус в вопросе в зависимости от того, кто его задает — представитель того самого старшего поколения или один из будущих супругов. Если вы из старших — подумайте о том, что Вами движет, какова была логика воспитания дорогих детей и можно ли сейчас внезапно требовать от них внимания к постам. А главное — что для Вас самих означает пост и как Вы поститесь. Если вдруг пост стал для Вас важен — начните с воцерковления и соблюдения многодневных постов, а дальше молитесь о молодых и о том, чтобы все в их жизни сложилось благополучно. Аргументы свои насчет поста и свадьбу излагайте аккуратно, с любовью и с пониманием, что выбор — за молодыми.

Если же Вы — та, кто собрался вступать в брак, подумайте за этот оставшийся год о духовной жизни и о компромиссном варианте, который я предложил выше. Суть тут не в том, что думают родственники, а в том, где в Вашей жизни отношения с Богом, это важно. А ультиматумы со стороны родни могут стать хорошим стимулом о духовной жизни подумать, так эту ситуацию и воспринимайте.

В Богом!




Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
14
Сохранить
Поделиться: