Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? — Миф и его разоблачение - Православный журнал «Фома»
Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? — Миф и его разоблачение

Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? — Миф и его разоблачение

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Миф:

Христос просто учил быть добрым — важно быть милосердным и сострадательным, а вера в определенные догматы, следование каким-то обрядам — это придумано людьми уже после Него. Как формулирует это известная писательница Людмила Улицкая, отвечая на вопрос интервьюера «Милосердие важнее принципов веры? Сострадание превыше заповедей?»: «Несомненно. Именно это и проповедовал Иисус из Назарета».

А на самом деле?

Есть латинская фраза Aut Deus Aut Malus Homo. Она восходит к средневековому мыслителю Фоме Аквинскому и означает «Или Бог, или плохой человек». Дело в том, что Иисус, которого мы встречаем в Евангелии, говорит вещи, которые можно счесть добрыми и нравственными только в том случае, если именно религиозное послание Евангелия — истинно.

Например,

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10:37-39).

Речь идет о мученичестве — ученик Христа должен быть готов в к тому, что его отвергнут самые близкие люди, а образ несения креста для слушателей Иисуса был мучительно ясен — приговоренных заставляли нести горизонтальную перекладину креста, на которой их распнут. Нести крест — означало идти на лютую смерть. Потерять душу ради Христа — умереть за Него.

Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? — Миф и его разоблачение
Распятие

И вот Христос не только призывает людей к мученичеству за Него, но и обещает, что в конечном итоге они обретут жизнь вечную и блаженную.

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин 6:47).

Это обещание либо истинно, либо нет — и если оно ложно, то нет ничего доброго или мудрого в том, чтобы призывать людей к мученичеству под ложные обещания. Человек, который говорил такие вещи, которые говорил Иисус, действительно, или Бог, воскрешающий мертвых, или плохой человек.

И сам Иисус вполне ясен в вопросе о том, кто Он такой. Он говорил, что пребывал с Отцом прежде создания мира (Ин 17:5), что Он и Отец — одно (Ин 10:30), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день (Мф 25:31).

Он постоянно дает понять, что в Его лице мы встречаем Бога. Это или правда, или нет; и если это неправда, то это очень недобрая неправда.

Иисус устанавливает, по крайней мере, два обряда, необходимых для вечного спасения. Крещение:

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16).

и Евхаристию:

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:53,54).

Конечно, в этом случае нам часто говорят, что ранняя Церковь приписала все эти слова Иисусу, который ничего подобного не имел в виду. Попытки реконструкции «исторического Иисуса» уже много раз предпринимались, без особого успеха — нравственное учение Христа невозможно отделить от Его личности.

Но в любом случае никакого другого Иисуса, кроме Иисуса Нового Завета, у нас нет — вы, конечно, можете не верить свидетельству о Нем Апостольской Церкви, но тогда у вас нет возможности на Него ссылаться.

В самом деле, говоря «Иисус просто учил быть добрыми» кого вы имеете в виду? Иисуса Евангелий или кого-то другого? Если Евангелий — то это просто неверно. В Евангелии Иисус отчетливо религиозен, догматичен и устанавливает обряды.

Если речь идет о каком-то другом, сконструированном Иисусе, полученном путем компиляции выбранных нами отрывков Евангелия с нашими собственными соображениями, то давайте так и скажем — это какой-то другой Иисус, о котором Апостолы не проповедовали, и которого христиане не знали. Но в этом случае было бы странно ссылаться на эту искусственную конструкцию как на нравственный авторитет.

Почему этот миф привлекателен?

Разница между «Иисусом, который просто учил быть добрыми» и Иисусом, которому поклоняются в Церкви — это разница между мертвым учителем и живым Спасителем. Мертвый учитель похож на книгу на полке — я могу ей распоряжаться, я могу цитировать из нее то, что мне нравится, я могу задвинуть ее обратно на полку, как только она мне наскучит. Учитель, который жил когда-то очень давно, ничего не может от меня потребовать — ни исправить мою жизнь, ни примириться с теми, кого я обидел, ни проявлять, на самом деле, милосердие и сострадание. Я могу на него ссылаться, когда мне нужно — и забыть о нем, когда он неудобен.

А вот Иисус Евангелия, Иисус Церкви требует веры и послушания — Он заявляет Свои права на нашу жизнь со всей властью Создателя и Искупителя мира — и лично моего Создателя и Искупителя. Если принять Его призыв, моя жизнь переменится глубочайшим образом; я оказываюсь перед дверью, за которой меня ждет новая жизнь, новая надежда — и новые обязательства. Мне предстоит сместить самого себя с престола своей жизни и покориться власти истинного Господа. Это привлекает — но в то же время пугает.

Это также пугает и других. Если вы скажете «для вечного спасения важно веровать, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек», вы произведете разделение, выставите границы — вот те, кто право веруют и вот те, кто не веруют или веруют неправо. Вот дверь, вот те, кто вошли в нее и те, кто снаружи.

Как-то я читал серию колонок журналиста, который беседовал с различным христианскими деятелями, и, под конец интервью, задавал им вопрос: «Лично я не верю в Непорочное Зачатие и воскресение Христа из мертвых. Могу ли я считать себя христианином?»

Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии? — Миф и его разоблачение
Преображение

Даже через текст на экране чувствовалось, как его собеседники начинали неловко ерзать на стульях. В самом деле — мило беседуем с уважаемым, известным журналистом, «нормально же общаемся» как пишут в интернет-мемах, и тут возникает этот вопрос. И что тут ответить? С одной стороны, конечно, нет, человек отвергающий сверхъестественное зачатие Господа — и, тем более, Его физическое Воскресение, кто угодно, но не христианин. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:14).

С другой — ты как будто отталкиваешь вполне дружелюбного человека. Он с надеждой спрашивает «я ваш?», а ты ему — нет, не наш, и не будешь наш, пока не примешь ряд условий. К тому же слово «христианин» имеет значение «просто хороший человек», и когда ты отказываешься признать христианином человека, который на это напрашивается, это выглядит почти как оскорбление. Во всяком случае, как грубое недружелюбие.

А вот если говорить не о Воскресении — а просто о том, что «надо быть добрым» почвы для конфликта нет. Мы все согласны, что надо быть добрым! Спорить не о чем. Если Иисус — это просто еще один человек, который учил быть добрым, то ни в Его личности, ни в Его послании нет абсолютно ничего, что могло бы вызвать напряженность. Правда, остается непонятным, почему Его распяли. Римляне были жестокими людьми — но они не распинали за призывы быть добрыми.

Но живой Спаситель — в отличие от мертвого учителя — может дать не только красивые изречения. Он может сделать нас добрыми — даже святыми — если мы доверимся Ему и последуем за Ним.

В оформлении использованы Евангельские сюжеты (темплон). Византия; XIII в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины. ruicon.ru

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (65 голосов, средняя: 4,58 из 5)
Загрузка...
4 июня 2019
Поделиться:

  • Лев НИколаевич Толстой
    Лев НИколаевич Толстой4 года назадОтветить

    Почём нынче опиум для народа?

  • maxim
    maxim4 года назадОтветить

    Послушайте,был человек в некотором смысле блаженным .И стал он призывать людей к взаимной любви и почитанию.Но какое почитание и любовь могло быть в то время.Господствовали другие ценности,сила.алчность,жестокость.Показывали на него пальцем и смеялись и говорили в лучшем случае что он чудак,в худшем сумасшедший.Но его слова стали пробуждать в людях нечто что встревожило власть имущих и кара последовала не замедлительно.А все остальное это выдумки тех,кто решил спекулировать на этом.

  • Кирилл
    Кирилл4 года назадОтветить

    Согласен с Олегом с тем, что Библию надо изучать, а не читать как художественное литературное произведение. В ней много зашифрованного и для того, чтобы разгадать необходимо разумно и рассудительно подойти к ее изучению (исторически, математически, философски и даже астрономически!)

  • Валерий
    Валерий4 года назадОтветить

    К сожалению нередко встречаются обратные ситуации. Православные, соблюдающие все посты, ежедневно читающие Евангелие и апостолов, причащающиеся 1 -2 раза в неделю, с людьми и членами своих семей жестокие, злобные, презирающие всех вокруг.

  • татьяна
    татьяна4 года назадОтветить

    Библия-книга жизни. Ибо слаб человек в грехах своих и не на кого ему опереться ,как на бога. Где ,как не в библии ,найти главную заповедь ,,,возлюби ближнего.как самого себя.,, ,,, покайся,,, Молитва ,,,Отче наш,,,--светоч жизни.

  • Isaac Pereira
    Isaac Pereira4 года назадОтветить

    Формально распяли Иисуса римляне, но под очень жестким давлением, шантажом иудейской верхушки. В проповеди Иисуса Христа они совершенно справедливо увидели угрозу и своей власти и основам иудаизма. Вместо богоизбранности иудеев Христос возглашал принципы вселенской любви. Так что римляне в лице Понтия Пилата просто не смогли противостоять искусному шантажу и демагогии религиозной элиты иудеев. А Пилат ведь просто сказал,что не видит ничего преступного в проповеди Христа, то есть реакция римлян даже была положительная.

  • ПАВЕЛ
    ПАВЕЛ4 года назадОтветить

    Учение Иисуса это меч, который отстаёт истинный дух Человека , от Господа данный Адаму и потомству его от смертной материи, в том числе и от причины появления в этот бренного мир - родителей. Человек по сути своей движем идеями, или безыдейный брат картошки. Иисус Христос стал Агнцем Божиим и взял грех мира, уверовавший в это и был усечен мечем сим и умер для этого мира иллюзий. В его сердце нет места материальном вопросам и вообще оно пустое, есть много документальных примеров существования живыми и полнценными людьми с отсутсвующим головным мозгом в следствии водянки или сепсиса ипотека др. Причинам. Природа человека такова, что материя может быть и не нужна. Я ушёл от темы. Бог Слово настоятельно призывает уверовавшего в него стать идейными последователем Его учения, до буквы следуя Его Слову обратиться в это Слово и стать Сыном Божиим чтобы молится "Отче наш" , стать тем самым Сыном Божиим и нести крест - Отцово Благоволение. Говоря "Да будет Воля Твоя как на Небе, так и на Земле".

  • Виктор
    Виктор4 года назадОтветить

    Читайте Библию внимательнее, там указана причина появления Христа....там написано что ХРИСТА направили ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ГРЕХОВ ИЗРАИЛЕВЫХ, на арамейском это звучит так к ЗАБЛУДШИМ ОВЦАМ... и еслс они не исправятся то Бог их отправит к ГИЕНЕ ОГНЕННОЙ.......то есть ОН направлен к евреям грешникам.

  • Юрий
    Юрий4 года назадОтветить

    Каждодневная жизнь неизмеримо богаче. Здесь когда то была великая
    цивилизация, где высшее образование считалось нормой и люди
    говорили и мечтали для своих детей об обществе равных возможностей
    и межзвездных путешествиях..
    сейчас на этом месте несколько мафиозных псевдогосударственных каганатов, где самое большое под названием Россия, где будущее во мраке и где безвольным крепостным навязывают изучать о придуманных
    тысячелетия назад идолах..

  • Рус
    Рус4 года назадОтветить

    Христианство было создано не Иисусом и не апостолом Петром, а императором Константином, под руководством которого был создан первый никейский собор (собрание). Главой христианства, можно вполне считать императора Рима, "святого Константина Великого". Именно никейский собор, отбирал и редактировал тексты, вошедшие в так называемое священное писание. Человеческий фактор ещё никто не отменял. Идти против воли императора Рима, это почти тоже, что сказать президенту, что он в чем-то заблуждается и ведёт страну не туда, и не правильно руководит. Поэтому собор сделал всё, чтоб угодить императору Константину. Что-же до Иисуса, так он был уже далеко, а император и его верный палач, были рядом и могли помочь, исправить ошибки собора. Так была создана и принята на государственном уровне, самая величественная на то время религиозная секта. А вот почему Иисус, был назван Помазанник (Христос), и какую именно важную весть, он принёс и почему распространил именно в Иудеи, осталось загадкой на многие столетия. Евангелие, это благая весть, а не благие вести. Значит, весть была одна и самая важная, проповедовать её, выпало именно Иисусу (настоящее это имя или нет, мы достоверно тоже не знаем). То, чему учил Иисус, как он говорил, учили пророки и до него, однако весть, которую принёс Иисус, никто до него не приносил. Что-же касаемо распятия, так распинали людей до Иисуса, во время пребывания Иисуса и после того, как он покинул этот мир. Богословы, выполняют свою задачу, каждый трактует евангелие, как ему вздумается и это не подлежит обсуждению, тем самым ещё больше уводя людей от истины. А Истина, как всегда на поверхности. Как говорится, хочешь что-то спрятать, положи на видном месте, самое главное не придавать спрятанному значения. К тому же воскрешение бренного тела, нужно скорее состоятельным, как сейчас бы сказали олигархам, чтоб успеть, всё потратить. Возможно, нам знакома эта весть или кто-то нам говорил о ней, только однозначно никто не говорит, что это именно она. То есть именно та весть, которую Небесный Отец, велел проповедовать людям. Возможно, кто-то из отцов земных и хотел бы, видеть своего сына распятым на кресте, только вряд ли это мог позволить Бог, который есть Истина и Любовь.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь