Поющий Валаам

Кто и зачем едет сюда сегодня?

Когда-то тут были одни скалы, и первые насельники просили паломников приносить с собой… землю. Земля была лучшим подарком.

Увертюра

Когда выходишь в открытую Ладогу, вокруг не видно берегов, и кажется, что идешь в открытом море. Действительно, чтобы оказаться на Валааме, надо пересечь море… житейское море, море своих переживаний, маленьких неурядиц и больших проблем, море суеты и хаоса.

А после этого взойдет солнце и ты окажешься на дивном острове, где сосны подступают к самой воде, и заросшие ими скалы напоминают макушку человека с густой шевелюрой. Почему-то у меня – хотя я была на Валааме и в погожие дни, и в ненастье (и чаще все-таки в ненастье) – остров ассоциируется именно с солнцем, проглянувшим из-за туч или сквозящим через листву, скрывающимся за серой поволокой с резкими линиями чаек или спускающимся в воду невероятным по красоте закатом…

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

С чем сравнить мир и покой, постепенно разливающийся в душе с той самой минуты, когда ты выглянул в поцарапанный иллюминатор и увидел старенькие доски причала? Разве с молитвенным пением, наполняющим мощным ровным звуком все твое существо. Льется струей из высокого окна свет в Спасо-Преображенском соборе, стелются по древним стенам долгие звуки валаамского распева. Братия поет, идет всенощная, время останавливается, оно теряет свои границы, и кажется, ты сам растворяешься в каком-то ином измерении.

Многим известно, что валаамские монахи – хоть и встречают всех с улыбкой, и здороваются, проходя мимо, и не раздражаются огромным очередям на исповедь и страшной суете на входе в центральный собор обители – вздыхают с облегчением, когда паломнический сезон заканчивается, и жизнь острова входит в привычное русло.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Вот уже третий год с 28 по 30 июля количество туристов и паломников достигает полутора тысяч в день. Более двухсот певчих приплывают на Валаам, чтобы участвовать в фестивале православного пения «Просветитель», который призван знакомить людей с церковной певческой культурой. Концерты проходят в храмах и скитах острова и на Певческом поле, специально организованном для фестиваля рядом с главным монастырским каре. Репетиции – на сцене и под открытым небом, на пригорках и теплоходах. Ну и, конечно, поток туристов на остров в эти дни увеличивается в несколько раз.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Публика очень разная: немолодые опытные паломницы, семьи с детьми, молодые пары, трудники в комбинезонах, европейского вида пожилые петербуржцы, группы иностранных туристов.

– Ой, автобус ушел, сейчас мы и в этот не влезем!

– Спокойно! Мы советские женщины, мы умеем вмещаться туда, куда нужно.

– Наташечка, привет, спасибо, мой хороший! Я на Валааме, такая прелесть!

– Вам упаковать в коробочку или целлофанчик?

– Вы же на Валааме, матушка, так и покупайте Валаамскую икону, что тут думать!

– Не подскажете, где тут можно отметить командировку?

– А что, автобусы только для тех, кто тур купил? А нам как перемещаться?!

Шум-гам, квинтэссенция суеты вторгается на чужую территорию тишины, от этого устаю даже я – не монах и не житель острова, а вроде бы полноправная часть этой суеты. Я очень люблю Валаамский певческий фестиваль, но вопрос «зачем это монастырю?» возникает во мне снова и снова.

 

Византийское пение

Николас Карагиоргис – мальчик 14 лет, обладающий голосом с необычным тембром. Николас с Кипра, два года назад он услышал песнопения на церковнославянском языке и захотел изучать русский язык. Юноша поет на греческом и славянском языках, один и совместно с регентом братского хора Валаамского монастыря иеромонахом Давидом (Легейдой). Звучание этих песнопений не совсем привычны для русского уха, они настраивают на серьезность, торжественность и спокойствие.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

– Заунывное пение, – говорит парень своей девушке, выходя из Спасо-Преображенского храма.

А мне кажется, ровный звук этого голоса похож на четки, которые перебирает, не торопясь, монах.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Никуда не торопиться. Ничего не делать. Не производить никаких действий. Это странно и это очень трудно. Об остановке, отсутствии действий, молчании как ключевой позиции для разговора с Богом – постоянно говорил митрополит Антоний Сурожский. В сегодняшнее время, перенасыщенное всем – информацией, событиями, общением – это оказывается как никогда актуально. Остановка спасает нас, но почему-то мы боимся ее, как огня.

В эти три дня я не раз замечала, что люди приходят на концерты, занимая место заранее, в нетерпении ожидая, но уже через 10 минут начинают перешептываться, ерзать, шуршать пакетами и постепенно «сниматься с места». Интересно, чего они ждали? Зачем они здесь?

 

Петь как дышать

Хор Свято-Елисаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой) — мой любимый: чистый строй, нежнейшие пианиссимо. Они поют, будто дышат, и радуются музыке. Как можно молиться и петь одновременно? Я часто думала об этом и спрашивала разных певчих. Ведь нужно прочитать ноты, взять правильно дыхание в правильную минуту, следить за рукой регента, не забыть слова. Наверное, это похоже на ведение машины опытным водителем: когда стаж более 10 лет и едешь по знакомой дороге, тебе можно только следить за знаками и даже думать о чем-то отвлеченном, а не о переключении скорости, выжимании сцепления и так далее. Так и в пении – наверное, очень опытный певчий, отлично знающий песнопение, может не думать о технических деталях и устремлять свои мысли к Господу…

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Но, собственно, разве это наш вопрос: молятся они или нет, когда поют? Важно то, что они помогают молиться нам.

«В хоре в первую очередь для нас стоит вопрос – опыт взросления человека в Церкви», – говорит один из певчих хора Свято-Елисаветинского монастыря. Коллектив существует уже двадцать лет, и то, что они — одна семья, чувствуется в их музыке.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

В последнее время коллектив дружит с протоиереем Андреем Логвиновым из Костромы: его простые, очень искренние стихи легко ложатся на музыку монахини Иулиании, и получаются трогающие, запоминающиеся и будто живущие в сердце песни:

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

«Всего-то навсего: полюби.
Кого-то малого приголубь,
Тогда как вольный орёл степи
Внизу увидишь иную глубь.
Всего-то навсего: не тужи,
Что беды с горестями в судьбе:
Но в благодарность всю жизнь вложи
Тому, кто Жизнь подарил тебе…
Всего-то навсего полюби,
Всего-то навсего не суди,
Всего-то навсего не грусти,
Всего-то навсего всех прости».

 

Послушник Володя и его аксиома

Его поймали на бегу, он несся куда-то по сотне дел. «Ну вообще, вот «спасибо» тебе!» – такая возмущенная реакция была в ответ на просьбу пресс-секретаря рассказать журналистам о ферме.

Поющий Валаам

Фото Василия Чалых

Валаамская ферма, валаамские сады — отдельный разговор. Когда-то тут были одни скалы, и первые насельники просили паломников приносить с собой… землю. Земля была лучшим подарком. Прихожане несли землю, несли саженцы — и как результат: сейчас остров уникален по микроклимату, тут растет все. Например, грецкий орех. А еще есть такой сорт яблонь, которые живут 150 лет.

Поющий Валаам

Фото Василия Чалых

Послушник Владимир неохотно начинает рассказывать про ферму, не замечая, как увлекается сам. И вот ему уже хочется показать нам и коров, и кур, потом, надев белые резиновые сапоги, мы идем в сыроварню. В трапезной нас поят ароматным компотом. Конечно же, из валаамских фруктов. «А какой рецепт?» – «У нас рецепт один: послушание и молитва», – припечатывает Владимир.

Поющий Валаам

Фото Василия Чалых

На ферме трудятся сорок человек. Кур — не счесть, а коров — 75. Сорок из них дойные. За ними тщательный уход: каждый месяц сдаются анализы, а выгуливаются коровы по местным пастбищам: «Они у нас вольготные», – шутит Володя. Наверное, поэтому молоко у коров немного сладковатого вкуса. Каждая корова дает около 25 литров молока, около 600 литров перерабатывается, остальное отдается насельникам.

Поющий Валаам

Фото Василия Чалых

Володя на Валааме с 2011 года, а раньше был поваром в ресторане. Он и сейчас «шеф-повар»: готовит все праздничные обеды для братии. «Самые главные праздники у нас — это три дня в году: Пасха, Рождество и 11 июля — преподобных Сергия и Германа Валаамских. А у меня праздник — накормить всех вкусно, чтобы братии хорошо было. Перед Пасхой мы суток трое почти не спим, готовим. А в Рождество традиция: на ферму приезжают все волонтеры, которые трудились летом. Они идут по льду на «Святителе Николае» от Приозерска, это такой корабль-ледокол. Вот приезжают они все, такая радость! А когда уедут — неясно, от погоды зависит. Иногда через день, иногда больше недели отсюда не выбраться. На острове планы лучше не строить. В монастыре план свой – как Господь управит».

Поющий Валаам

Фото Василия Чалых

 

«Прямая линия» с Богом

Один из концертов фестиваля – «Путь к Богу» – особенно тронул своей исповедальной ноткой. По замыслу режиссера каждому выступлению предшествовало видеообращение исполнителя, где порой открывались по-настоящему сокровенные вещи. Особенно сильным оказался рассказ Александра Бордака, руководителя Праздничного хора Валаамского монастыря: «Самое важное, что произошло в моей жизни – покаяние. Только смерть близкого человека смогла пробить в стене брешь, чтобы через нее пролился свет Христов»…

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Мне кажется, ключевые понятия веры – это искренность и исповедальность. Что, впрочем, одно и то же: если мы искренни, мы сможем рассказать о том, как нас коснулся Господь, а значит, исповедовать его Своим Богом. И это то, что по-настоящему трогает людей, помогает что-то открыть в себе.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Дивна Любоевич, руководитель хора «Мелоди»: «Я сначала начала петь, а потом через музыку и красивые голоса в Церкви нашла то, чему не могла найти определение долгое время, – хотя выросла в православной среде. Но именно через пение я получила прямую линию контакта с Богом. Талант в пении и есть проводник к Богу».

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Сона Оганнесян, заслуженный деятель культуры Республики Армении, руководитель государственного камерного хора Армении «Ховер»: «Существование Бога более определенно, чем в музыке, я не слышала. В музыке оно выражено предельно».

Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»: «Духовные стихи – это человеческий ответ на то, что он получает в Церкви. Духовные стихи легче задевают те струны души, которые отзываются у всех – и верующих, и неверующих».

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Анатолий Гринденко, руководитель камерного мужского хора «Древнерусский распев»: «Ангелоподобный, ангелогласный – так называют знаменный распев. Он знаменует, указывает путь к Богу. Даже если вы неверующие, он сможет рассказать вам о Господе».

Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) из Грузии: «Любовь – это безграничная свобода, которая освобождает от оков греха. Желаю вам радоваться о двух мирах: мире здесь и в невидимом мире. И если человек ищет радости двух миров – значит, мы спасены».

 

История Василия: из матроса в певчие

На Валааме я познакомилась с Василием — молодым фотокорреспондентом. Мне нравятся люди, которые так работают: не минимизируют свои трудозатраты, а наоборот, еще и готовы поделиться «излишками». В частности, Василий «подарил» мне свои фотографии. И свою удивительную историю.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

– Первый раз я попал на Валаам случайно, мне было 10 лет. Я из Сортавала, из обычной неверующей семьи, но как-то так получилось, что меня записали в лагерь, в котором были, в основном, петербургские дети. Там я научился молиться, стал интересоваться Церковью. Что-то тут услышал, что-то там узнал, сходил со всеми на причастие. Не помню, кто был у нас руководителем, но атмосфера запомнилась надолго. Это было что-то настоящее. Все добрые, хорошо друг друга принимают, помогают.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Сортавала — небольшой карельский город, самый ближний к Валааму. Работы у нас мало: в основном, в магазинах или летние сезонные работы на острове. После лагеря я, конечно, забыл про все: и про Церковь, и про молитвы. По образованию я бухгалтер, закончил колледж, но работать бухгалтером мне было неинтересно. Пробовал и то, и это, два сезона проработал на Валааме – был причальным матросом. Ну, который билеты на метеоры продает. Не знаю, но как-то Валаам стал входить постепенно в меня. А однажды я слушал песнопения на музыкальном фестивале, даже сейчас не помню, какие, — по-моему, болгарский распев. И так это меня перевернуло. За душу взяло. Я вдруг понял, что хочу петь в церковном хоре!

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

Я в музыкальной школе учился и голос у меня какой-то оказался – в общем, меня взяли в хор в нашем Никольском храме в Сортавале, им руководил отец Антоний Радин. Я ничего не знал – ни песнопений, ни молитв. Меня даже на первой исповеди в монастыре «развернули». Священник спросил: «А ты «Верую»-то знаешь?» – «Нет». И он мне подарил книжку катехизиса. Сказал почитать, а потом прийти. А потом уже в хоре отец Антоний всему учил — и азам веры, и распевам. Вот так я с тех пор – то там что-то услышу, то здесь, – постепенно постигаю эту науку. Потом я начал снимать музыкальные фестивали, делать трансляции у себя на страничке «ВКонтакте». Теперь работаю фотокорром газеты «Вестник Приладожья». А наш хор даже ездит на конкурсы. Мы были в Москве на «битве хоров», в Беларуси на фестивале заняли первое место. А наш второй регент даже писала диплом по творчеству монахини Иулиании. Может быть, когда-нибудь споем и на «Просветителе»!

 

Кода

Какие бы вопросы ни возникли в голове по дороге с материка на остров, – Валаам, как я поняла со временем, на них ответит. Иногда прямо в тот же день, иногда через месяц, иногда через год. Иногда сразу же, не успеешь спросить.

Потому что, действительно, в монастыре план свой: как Господь управит.

Поющий Валаам

Фото Марины Куракиной

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (17 votes, average: 4,88 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *