Поучительные рассказы для детей 10 лет — это всё, что умно и талантливо дает понять, что такое хорошо, а что — плохо. Десятилетнему человеку это нужно преподносить тактично, ведь это время перехода от детства к подростковому возрасту. Трудное время, когда хочется свободы и независимости, но еще сильна зависимость от взрослых и семья имеет большое значение. Это время поиска героя, образца для подражания, и потому так захватывает литература о подвигах и приключениях, о человеческом благородстве. Это время формирования «взрослого» чувства юмора, когда возникает тяга к смешным историям.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
Виктор Драгунский. «На Садовой большое движение»
Один из «Денискиных рассказов», довольно трагичный, но весьма поучительный. Пятиклассник Ванька Дыхов целыми днями ремонтировал старый велосипед, который отдал ему отец. Велосипед для мальчишки — во все времена сокровище. А уж тем более такой, в который вложено столько собственного труда. А Ванька работал упорно и вдохновенно, и велосипед стал как новый.
Второклассник Дениска усердно ему помогал, красил багажник и мечтал, «как мы будем носиться по всему миру». Первый выезд воспринимается как праздник. Дениске представляется, что на свете живут одни только веселые и приветливые люди, которые ждут их с Ванькой в гости.
Но жизнь оказывается куда более прозаичной и неласковой. Счастливый праздник катания по московским переулкам, описанный так живописно, что сразу вспоминаешь детскую радость от катания на велосипеде по родному городу, заканчивается, когда ребята встречают незнакомого парня. Он явно из приблатненных, как в 60–70-е годы называли таких вот развязных полухиппи, полууголовников, с золотым зубом, в крикливой рубашке, купленной втридорога у спекулянтов. Лживый, беспринципный, он обманом выманивает у доверчивых ребят велосипед, его не смущает откровенная ложь: «Бабушка помирает… У ней двойной аппендицит… И корь тоже…» И участливый Ванька дает парню велосипед, чтобы тот съездил в аптеку за лекарством для умирающей бабушки. Причем когда ребята предлагают самим съездить в аптеку, парень проявляет заботу: «Да как же это я пущу двух таких пацанят на Садовую? А? Да еще на велосипеде! Вы что? Да вы знаете, какое там движение?» И доверчивые сердобольные ребята дают мошеннику велосипед, с которым он, естественно, и был таков.
Возвращаясь поздно вечером домой, так и не дождавшись обманщика, ребята переживают, каждый по-своему. Ванька понимает, что их ловко обвели вокруг пальца. Дениска, более наивный и сентиментальный, переживает за парня — ведь на Садовой такое большое движение…
Кстати, в прекрасном фильме «По секрету всему свету» (снят по «Денискиным рассказам» в 1976 году) этот эпизод завершается открытым финалом: мимо ребят проносится скорая помощь, и Дениска словно бы видит лежащего на асфальте парня, сбитого машиной. Обман и зло вернутся бумерангом, как бы говорят зрителю создатели фильма. В тексте автор оставляет за читателем право самому сделать вывод.
Рассказ очень полезен, он учит говорить «нет» и мелким мошенникам, и преступникам куда более опасным. В нем показаны приемы, к которым прибегают злоумышленники, чтобы завлечь свою жертву. Различные манипуляции, попытки силой добиться своего, уговоры, шантаж, пристыживание («Бедная старушка, в беленьком платочке, пусть помирает от кори? Пускай, да? А пионер с красным галстуком жалеет драндулет? Эх вы! Душегубы! Собственники!..»)
2.
Юрий Яковлев. «Собирающий облака»
Если вам повезло и вас любят и ценят родители, учителя и товарищи, помните, что так бывает далеко не у всех. К Малявкину, герою этого рассказа, родной отец относится с холодным пренебрежением, без всякого на то основания. Его внутренняя жизнь, переживания совершенно не интересны матери. А классная руководительница (отличный пример педагогического непрофессионализма), не вникая, сразу навешала на детей ярлыки: «Класс был большой, а у Зои Назаровны не хватило времени толком разобраться во всех своих учениках. Она пригляделась, поразмыслила и в уме поставила перед каждым из них плюс или минус. Малявкину достался минус».
И Малявкин чувствует это, ему больно и неуютно в классе, где присутствует если не учительский абьюз — откровенное психологическое насилие, — то постоянное обесценивание точно. Учительница считает его серым, ничем не интересующимся, а он — глубокая, тонкая, поэтичная натура, он… собирает облака! Наблюдая за облаками, мальчик развивает воображение, а это — великая творческая сила. Но ни учительнице, ни отцу этого не объяснишь.
Но вот Малявкину выпал случай проявить себя. В школе объявили сбор макулатуры, и мальчик, искренне поверивший в то, что он приносит пользу обществу («“Стране нужна бумага!” — сказала старшая вожатая»), с энтузиазмом бросился собирать старые газеты. Он был счастлив своей социальной деятельностью, но вот он видит, как бумагу, собранную школьниками, сжигают как мусор. Впервые ребенок сталкивается с откровенным цинизмом, несоответствием красивых лозунгов подлым делам, с ложью взрослых. Он потрясен и пытается отстоять «народное добро. Но взрослые прогоняют его. Страшное разочарование настигает героя. Рушится весь его мир. «Никакой новой жизни не будет», — думал мальчик. Все его надежды уплыли вместе с черными облаками».
Равнодушие и откровенная бессовестность взрослых способны навсегда искалечить душу ребенка, лишить его веры в людей. И спасти может всего лишь одно слово. Учительница, вдруг опомнившись и, вероятно, устыдившись вечных своих нападок на Малявкина, встретив его на улице, вдруг называет его — впервые! — по имени: «Коля!» И великодушная душа мальчика вновь наполняется силой и светом.
Ребенку, который сталкивается с учительским неприятием и враждебностью, этот рассказ поможет обрести нравственную опору. Читатель видит, что справедливость все равно торжествует, в этом убеждает финал рассказа, когда учительница обращается к нелюбимому ученику по имени, вдруг осознав его благородство и душевную высоту. Да, ранимому и глубоко чувствующему человеку нелегко среди равнодушных и черствых людей. Но даже они способны на теплое чувство, это надо помнить и не обижаться.
Взрослым тоже полезно почитать этот текст, чтобы понять, как легко сформировать в ребенке комплекс неполноценности. У героя рассказа оказался довольно сильный характер и большой запас прочности, несмотря на постоянное уничижение и дома, и в школе. Но ведь не все выдерживают — многие ломаются.
3.
Виталий Коржиков. «Фрегат боцмана Годунова»
«Почти всей командой мы шли по знойной набережной Бомбея», — с первой же строчки писатель-моряк Виталий Коржиков увлекает читателя в кругосветное путешествие, навстречу диковинным странам. Действие, как всегда в его рассказах, стремительное и увлекательное.
В этот раз герой повествования — моряк Годунов, «самый высокий боцман на всем торговом флоте». Высок он не только ростом, поступки боцмана — тоже высокие, великодушные. В каждом порту, как и положено моряку, Годунов покупает сувенир для сына. Но только подарки эти у него не задерживаются. «Купил в японском городке бумажного змея — и там же запустил на радость мальчишкам… Пришли на Кубу — и всю леску, купленную в Иокогаме, размотал ребятам на удочки… А в Калькутте привел на судно двух ребятишек, брата и сестру, отмыл, накормил и на прощание нарядил в новые белые рубашки». На укоризненные замечания товарищей, а как же, мол, Петька, боцман неизменно отвечает, глядя на фотокарточку сына: «У меня сын молодчина, он и сам бы поделился».
Но вот в Бомбее покупает боцман на всю матросскую зарплату великолепный трехмачтовый фрегат — искусно выполненную модель внушительных размеров. Команда уверена: «Ну уж этот-то подарочек при попутном ветре доплывет до Владивостока!» Боцман и сам исполнен решимости привезти сыну чудесный корабль. Но на обратном пути, по дороге к Сингапуру, заходит наше судно на тропический островок пополнить запас воды. И там боцман становится свидетелем того, как таможенный чиновник на своем катере намеренно переворачивает утлую лодочку с тремя мальчишками-бедняками, которые едва не утонули от этой «шутки». И так стало жалко боцману маленьких жителей нищей свайной деревушки («А что они там вообще хорошего видят?»), что он… Впрочем, дочитайте рассказ до конца, у него трогательный, сильный и красивый финал.
Ни разу не появляется сын боцмана Годунова на страницах рассказа. Но мы хорошо представляем себе этого Петьку. Нет сомнения, что он такой же, как отец, человек широкой и щедрой души, великодушный и нетерпимый к подлости, готовый помочь тем, кто в беде. Внятно и крепко звучит в этом рассказе главная мысль всего творчества Коржикова: не для себя — для всех! Если можешь сделать кого-то счастливым — сделай, даже если придется немного ущемить собственные интересы. Вернется тебе гораздо больше — искренней человеческой благодарностью.
4.
Юз Алешковский. «Первое и второе»
У мамы Вовы Рыжикова сессия на заочном отделении института, она вся в подготовке к экзамену по французскому языку, и после работы у нее нет ни сил, ни времени готовить еду мужу и сыну. Поэтому папа Рыжиков предъявляет жене ультиматум: «Или институт, или семья». Вовка, притворившись спящим, все это слышит. Особенно мальчика задевает фраза, что мама не окончила институт из-за него. И совестливый Вовка решает накормить родителей обедом, «чтобы наша семья совсем не развалилась».
Это оказывается непросто. Но очень смешно наблюдать за усилиями мальчика. Он изучает «Книгу о вкусной и здоровой пище». И с учителями советуется, как лучше варить бульон и жарить рыбу. И закупает продукты, даже, совсем по-взрослому почувствовав ответственность за родителей, с мясником поругался. А уж сам процесс приготовления обеда описан с таким юмором и в то же время с сочувствием к герою, что невозможно удержаться от смеха. Вовка решает не говорить родителям, что обед приготовил он. И родители, придя с работы, уверенны, что сюрприз преподнесла вторая половинка.
Комизм ситуации в том, что родители нахваливают несоленый бульон, недоваренное мясо и нечищеную рыбу, а когда Вовка пытается критиковать собственные кулинарные достижения, родители дружно на него обрушиваются:
«И тут отец забушевал:
— Тебе лень сходить в домовую кухню, а мама учится, и работает, и еще готовит первое и второе, причем вкусные!...
— Ну что особенного, Вова, в спешке все бывает. Возьми и посоли. Папа не виноват, — сказала мама».
Ради мира в семье ребенок готов вынести несправедливые поношения, и в этом, может быть, главный урок рассказа. Рыцарское и скромное поведение Вовки — хороший пример юным читателям, преподанный без всякого педалирования.
Так серьезные недетские проблемы, которые, однако, отражаются и на детях, Юз Алешковский решает с мягким юмором и деликатностью.
5.
Роальд Даль. «Первый день»
Из сборника «Мальчик. Рассказы о детстве»
Английский школьный пансион — особый мир, известный нам по книгам Ч. Диккенса, Р. Л. Стивенсона, Ш. Бронте, Ф. Бернетт. Воспитанниками пансионов были У. Теккерей, Р. Киплинг, та же Шарлота Бронте. В девять лет отдали в начальную школу-пансион и Роальда Даля, будущего знаменитого сказочника. Любителям его творчества наверняка интересно будет узнать, что истоки всех его гротесково-фантастических книг — «Чарли и шоколадная фабрика», «Большой и добрый великан», «Матильда» и многих других — лежат в детстве писателя.
Особая страница — четыре года, проведенные в школе Сент-Питерс в графстве Сомерсет. Много всего пришлось увидеть мальчику в этом пансионе: издевательства директора и «сестры-распорядительницы», подавление личности. Но было и проявление товарищества, сочувствие и братская помощь однокашников.
В первом рассказе живописно и, как всегда у Даля, с юмором, описывается прибытие Роальда в школу. Описание школьной формы, а особенно главной принадлежности любого пансионера-школьника, ученического сундука с его таинственным содержимым — все это превращает чтение в познавательное путешествие в Англию столетней давности. Интересно сравнить британскую школу образца 1925 года, когда начинается повествование, и нынешние российские школы. И убедиться, что, несмотря на различия в деталях, многое похоже. И чувство одиночества маленького человека, впервые покидающего большую и дружную семью и начинающего самостоятельную жизнь. И острое чувство несправедливости от произвола учителей. И благодарность за дружескую поддержку товарищей.
Рассказы из «школьного цикла» Роальда Даля, и этот, и последующие, учат ценить дом, семью, друзей. И с достоинством противостоять грубости, жестокости, с которой рано или поздно сталкивается человек в школьной жизни.
6.
Юрий Коваль. «Клеенка»
Из сборника рассказов «Чистый Дор»
Юрий Коваль хоть и был коренным москвичом, очень любил русский Север и часто бывал в деревеньке Чистый Дор в Вологодском крае. Жители этой деревни, ребята и взрослые, стали персонажами его рассказов из одноименного сборника. Едва ли не главными героями можно считать маленькую Нюрку и ее дедушку, которого все кличут дядя Зуй. Простодушные, сердечные, бескорыстые, дедушка и внучка в каждом рассказе ненавязчиво преподносят читателю уроки человечности.
В «Клеенке» описан самый рядовой бытовой эпизод: в сельский магазин привезли клеенку. Во времена тотального дефицита, в конце 60–70-х годов, да еще в Богом забытой деревушке это было событие. Клеенки привезли мало, продавец Петр Максимыч рассчитал по полтора метра на каждый дом. Но столы у деревенских хозяек оказались длиннее, и дядя Зуй великодушно разрешает «прирезать недостачу» из причитающегося ему куска. Жаль ему односельчан, которые требуют у продавца: «У меня дети малые дома сидят, плачут, клеенки хочут».
Чудесная клеенка «поднебесного» цвета, с васильками, которая «ослепляет глаза», доброму дяде Зую не достается. Весь отмеренный ему кусок он отдал односельчанам, а сам вернулся к внучке ни с чем. Но зато в каждом доме Чистого Дора вечером была расстелена на столах новая клеенка. «Она наполняла комнаты таким светом и чистотой, что стекла домов казались чисто вымытыми…»
Таким же светом и, хочется верить, чистотой наполнились и сердца сельчан. Подумаешь — жертва, скажет иной читатель, клеенку не пожалел дядя Зуй для других. Но эта клеенка — как лепта вдовы. Трогательный и щемящий рассказ, который учит отдавать, ничего не получая взамен.